Как вернуть деньги за сорванный отдых в Крыму

Власти Крыма пытаются узаконить не возврат туристам денег рассчитывая на законопроект о возможной замене денежного возврата ваучерами.

Однако даже в случае окончательного принятия такого закона отелям не удастся по-умолчанию заменить деньги на ваучеры — с каждым туристом договариваться придётся по-отдельности, и если турист не захочет вместо денег взять ваучер, то такой спор неизбежно переместиться в суд, причем наверняка — по месту жительства истца. И в чью пользу будет вердикт такого суда — догадаться нетрудно…

Так, согласно подсчетам крымских отелей, которые приводит Министерство курортов и туризма Республики Крым, только за апрель-май необходимые суммы возврата дошли до ₽1.3 млрд рублей. В случае, если сорвется и летний сезон, отели останутся должны более 10 млрд рублей «по самым скромным подсчетам» — заявляют в министерстве.


В ведомстве уповают на свежие поправки Госдумы – так, глава минтуризма Вадим Волченко сослался на закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». «Согласно законопроекту, правительство РФ вправе устанавливать на 2020-2021 годы особенности переноса либо отмены бронирования места в гостинице или ином средстве размещения. Законопроект предусматривает возможность предоставления гарантий и обязательств на перенос отдыха туристу в согласованный с ним период при аналогичных условиях проживания. При этом если турист не воспользуется предоставленным предложением до окончания срока его действия, то средство размещения вернёт деньги за оплаченный отдых», – заявили в крымском Минтуризме.

Соответственно, по договорам о реализации турпродукта, заключенным до 31 марта 2020 года туроператором или турагентом в сфере внутреннего, въездного или выездного туризма, правительство РФ вправе определить порядок по возврату уплаченных денежных сумм при условии предоставления туристам равнозначного продукта в установленный срок. Порядки переносов и возвратов денежных средств будут определены постановлением федерального правительства.

Впрочем, не всё так просто, и уповать на это как на железобетонную защиту от необходимости возврата денег, крымским отелям не стоит. С каждым туристом придётся договариваться индивидуально, считают юристы.

При заказе потребителем услуг по проживанию в санатории, в гостинице либо в любом другом средстве размещения, он вносит плату и рассчитывает, что услуга будет предоставлена. Однако в связи с пандемией и ограничительными мерами возникла ситуация, которая, по сути, может быть расценена как форс-мажорная. Некоторые субъекты хозяйствования в туристической сфере, то ли по неправильному прочтению законопроекта, то ли по каким-то иным соображениям считают, что при форс-мажоре услугу можно не оказывать, а денежные средства при этом не подлежат возврату. Но это не так. Все положения об обстоятельствах непреодолимой силы, а также апрельские разъяснения Верховного Суда говорят о том, что в каждой конкретной сделке нужно доказывать причинно-следственную связь, и если её нет, то денежные средства или подлежат возврату или обязательство должно быть исполнено.

При этом ситуация, на которую рассчитывают отели – не возвращать туристу деньги, а предоставить вместо них ваучер на возможность размещения в какой-либо другой период – не всегда может быть удобна потребителю. У него может быть согласованный на определённые даты отпуск, могут измениться планы и обстоятельства, включая финансовые, он мог за время самоизоляции вообще потерять работу. В целом, вариант, когда у туриста и отеля получается договориться о переносе отдыха – наиболее предпочтительный. Однако такая договоренность может быть достигнута только в двустороннем порядке. Если же турист отказывается и требует возврата денежных средств – он имеет полное право их требовать. В этом случае необходимо написать письменную претензию отелю, выслать её заказным письмом, а после получения отказа на возврат денег — обращаться в суд. Причем обращаться в суд турист может как по месту расположения отеля, так и по месту жительства.

Напомним, что риск срыва сезона велик – позиция крымских властей однозначно неблагоприятная. Только на днях глава Крыма Сергей Аксенов предложил не только размещать «бесцельно» приехавших – т.е. туристов – в обсерваторы, но и заставлять их за это размещение платить…

Поделиться:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: