Круглый стол по борьбе с авиадебоширами

Авиадебоширы на самолете

В редакции «Известий» прошел круглый стол с участием представителей профессионального авиационного сообщества. Основной темой обсуждения стал поиск эффективных мер, направленных на решение проблемы недисциплинированных пассажиров на борту воздушных судов.

Поведение авиадебоширов вне зависимости от причин, побудивших их так действовать, несет реальную угрозу не только экипажу, но и всем, кто находится в самолете. Однако в настоящее время меры административного воздействия к воздушным хулиганам слишком мягки — они аналогичны наказаниям за совершение нарушений в обычных общественных местах, несмотря на значительно более высокую степень общественной опасности совершаемых ими преступлений.

В некоторых случая воздушные хулиганы вообще остаются без наказания. Например, в сентябре прошлого года на рейсе из Цюриха в Москву пассажирка попыталась пересесть в бизнес-класс к знакомому, однако члены экипажа сделать это не позволили. В ответ посыпались оскорбления, при этом дама нанесла побои бортпроводнице. Оба пассажира были сданы в дежурную часть линейного управления МВД, однако меры административного воздействия к ним так и не были приняты.

Еще один пример резонансного происшествия. В сентябре прошлого года на рейсе из Пекина пассажир распивал спиртные напитки, вел себя неадекватно, на предупреждения членов экипажа отвечал угрозами, порвал форменную одежду одной из бортпроводниц. Самолет совершил вынужденную посадку в российском аэропорту. В итоге дебошира оштрафовали на 1 тыс. рублей.

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, тех, кто допускает агрессию и неадекватное поведение на борту самолета, можно разделить на несколько групп. Первая — это люди, привыкшие хамить как в быту, так и в общественных местах. Им всё равно, где они находятся. Вторая группа — лица, страдающие психическими заболеваниями. Следующая — те, которые считают себя стоящими над законом. Но самую большую группу, по мнению эксперта, составляют те, кто боится летать и поэтому снимает стресс алкоголем.

— Главное — вне зависимости от причин неадекватности дебоширов нельзя допустить, чтобы они несли угрозу безопасности пассажиров и воздушного судна. Мы вынуждены констатировать, что сегодня члены экипажа не могут применять силовые действия к пассажиру. Они могут лишь зафиксировать следы побоев. Закон, к сожалению, сегодня в большей мере на стороне пассажира, а не экипажа, — отметил Роман Гусаров.

Поэтому сейчас представители авиаперевозчиков, органов законодательной власти, Министерства транспорта, силовых структур и правоохранительных органов активно обсуждают вопрос о расширении правовых возможностей экипажа по пресечению опасных действий пассажиров. Об этом на круглом столе рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров.

По его мнению, с правовой точки зрения кабинные экипажи и сейчас не совсем беспомощны. Кроме того, во всех авиакомпаниях имеются специальные программы подготовки, которые помогают бортпроводникам развить навыки общения с недисциплинированными пассажирами. Эти программы используют в том числе и международный опыт.

Вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Карпович предложил распространить действие статьи 10-1 Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (так называемой Токийской конвенции) на все внутренние рейсы. Эта статья защищает экипаж от подачи встречного иска со стороны пассажира, которого они вынуждены ограничивать в действиях.

Эксперты положительно отнеслись к предложениям авиакомпаний законодательно разрешить применение пластиковых наручников и фиксирующих ремней. Участники круглого стола также считают необходимым увеличение штрафных санкций до сотен тысяч рублей и введение так называемых черных списков пассажиров, которым может быть запрещено пользоваться воздушным транспортом.

— Экипаж должен иметь право применять спецсредства. Но ни в коем случае не газовые баллончики, травматику и электрошокеры. А вот применение пластиковых наручников вполне возможно. Они могут помочь защитить пассажиров и экипаж от тяжких последствий от действий дебоширов, — считает Роман Гусаров.

Борис Карпович согласен с коллегой, но отметил, что применение пластиковых наручников необходимо четко регламентировать. Наличие на борту электрошокеров он также считает опасным. Причем дело даже не в том, что ими могут быть нанесены случайные повреждения воздушному судну. Агрессивно настроенный пассажир может завладеть этим спецсредством и попытаться причинить вред другим людям на борту.

Что касается возможного размера штрафа, то он должен максимально соответствовать сумме нанесенного авиакомпании ущерба, полагает Борис Шокуров. При этом должен действовать правовой механизм его безусловного взыскания. Уже готовы законодательные инициативы, которые предусматривают штрафы за нарушение правил безопасности на воздушном судне в размере до 300 тыс. рублей.

Но даже очень больших штрафов боятся далеко не все. Поэтому авиакомпаниям следует дать право ведения реестра пассажиров, которым они могут отказать в заключении договора о воздушной перевозке, считает Роман Гусаров. По его мнению, эта мера будет максимально сдерживающей и очень действенной в отношении тех, для кого штраф — «не деньги». Поддерживают инициативу о введении черного списка авиапассажиров и в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Как заметил Борис Шокуров, в соответствующем законопроекте за грубое нарушение правил поведения пассажиров на борту воздушного судна для нарушителей по решению суда должно быть предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа и/или административного запрета на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажира на срок от шести месяцев до трех лет. Впрочем, этот вопрос, по его словам, требует еще дополнительной проработки.

— Нам часто приводят в пример немецкую практику. Там авиакомпании ведут свои черные списки недисциплинированных пассажиров и имеют право в дальнейшем отказать таким пассажирам в авиаперелете. Но у нас все же пока остаются вопросы, — сказал Борис Шокуров. — Как у нас такие списки будут составляться и кто их будет вести — авиакомпании или это должны быть ведомства? И будет ли вправе одна авиакомпания отказать в заключении договора воздушной перевозки человеку, который ранее совершил правонарушение на рейсе другой авиакомпании?

По мнению участников круглого стола, важнейшим условием решения проблемы является обеспечение неотвратимости наказания, включая финансовые санкции и уголовное преследование. Борис Карпович отметил, что, в случае если, например, хулиганит целая компания, решение должно быть однозначным — срочная посадка в ближайшем аэропорту. И главное — дебоширы должны быть уверены, что это в любом случае будет сделано вне зависимости от расстояния до порта вылета или назначения. Их следует снимать с рейса и проводить расследование.

Интересно, что предложение устанавливать на борту видеокамеры, транслирующие на землю изображение в режиме онлайн, не нашло поддержки. Это, по мнению экспертов, может оказаться экономически непосильной нагрузкой для владельцев воздушных судов.

— Вместо видеокамер целесообразно применение мобильных видеосистем, — считает Роман Гусаров. — Во многих странах они входят в обмундирование правоохранителей. Компактное устройство помещается практически в кармане. И когда загорается глазок, это производит отрезвляющее действие на хулиганов.

Несмотря на всю опасность нарушений требований безопасности на борту, участники круглого стола сочли излишне радикальным предложение приравнять членов кабинного экипажа и сотрудников служб авиационной безопасности к должностным лицам, нападение на которых или оскорбление карается статьями 318 и 319 Уголовного кодекса РФ. Таким статусом обладают сотрудники правоохранительных органов, а мера наказания по этим статьям предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Согласно статистике, в целом более 650 авиапассажиров за минувший год не были допущены к перелету или сняты с рейсов по причине неадекватного поведения, вызванного чаще всего злоупотреблением спиртным на борту воздушного судна. В соответствии с Кодексом административных правонарушений Российской Федерации за правонарушения на борту в полете в настоящее время накладываются штрафы в размере от 500 до 5 тыс. рублей.

Поделиться:

2 Комментарии

  1. Такие негодяи портят всё настроение в полёте, а если только вылетаешь, то и отпускной настрой смазывается. Таких - в чёрный список и пусть дома сидят или на автобусах с поездами перемещаются. Скоро как в фильме надо будет в каждый самолёт сажать воздушного маршала для поддержания порядка.

  2. Старая проблема, многие откликнулись на это событие. Мое собственное мнение - это дежурство на каждом борту уполномоченного и подготовленного сотрудника безопасности. Насколько понимаю, тут вопрос в цене.

Оставить комментарий

Войти с помощью: