Готовь лыжи летом
В шести из восьми федеральных округов России появятся новые горнолыжные курорты. Масштабные планы требуют поддерживающей инфраструктуры: понадобятся современные канатные дороги. Власти уже заявили, что помогут производителям такой продукции увеличить объемы. Так что скоро российские туристы будут кататься на новых трассах, поднимаясь в горы на отечественных канатках.
Горнолыжка на пике популярности
Около трети территории России занято горами, на площади страны - более 2 000 горных вершин. Есть где развернуться горнолыжному туризму, с учетом растущей популярности такого вида отдыха. Сейчас поддержку Минэкономразвития получили проекты девяти горнолыжных курортов в шести федеральных округах России: это Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный и Северо-Кавказский округа. Как рассказал на Российском туристическом форуме «Путешествуй!» директор департамента развития туризма Минэкономразвития России Алимбек Хидзев, планируется, что новые курортные кластеры будут посещать до 4,7 млн туристов в год. Курорты появятся в Карачаево-Черкесии, Алтайском, Краснодарском и Пермском краях, на Камчатке, Челябинской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Например, в Ингушетии в особой экономической зоне развивается всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Армхи". Планируется, что инвестиции в курорт составят 13 млрд рублей, вложено уже 6 млрд рублей. Уже через 5 лет номерной фонд здесь увеличится в 5 раз! Это говорит о популярности горнолыжного отдыха. Здесь появятся новые отели, виллы, кемпинг, а еще самый большой в Северо-Кавказском округе экстрим-парк и другая инфраструктура. А для обеспечения комфортного катания на трассах «Армхи» построят канатные дороги, оборудуют систему искусственного снегообразования.
А губернатор Курской области уже одобрил проект курорта в своем регионе, он расположится на площади более 5 тысяч квадратных метров. Здесь построят глэмпинги, гостиницы, различные рестораны и кафе, и, конечно, горнолыжные трассы, трассы для тюбинга, каток, пункт проката. Глава региона Роман Старовойт уже поручил оказать всяческое содействие реализации этих планов.
В свою очередь, курорт «Архыз» на Кавказе, который развивает группа Mantera, получит до 2027 года целую сеть канатных дорог и 30 км горнолыжных трасс – здесь будет создана единая зона катания на территориях четырех туристических деревень курорта (Романтик, Лунная Поляна, Фестивальная и Дукка). По расчетам курорта, к концу 2024 года в «Архызе» побывает 1 млн туристов, а уже к 2030 году курорт планирует принимать до 2 млн туристов в год. Этому, в том числе, будет способствовать и строительство первого в Карачаево-Черкесии аэропорта - в станице Зеленчукская, в 50 км от курорта.
Это только некоторые примеры, которые демонстрируют и интерес региональных властей к такому направлению развития своих территорий. Это неудивительно, ведь приток туристов дает и развитие транспортных связей между субъектами РФ, и приток средств в местные бюджеты.
«Пляжный и познавательный отдых в России развит неплохо, разве что надо усилить сервисную составляющую. С горнолыжным туризмом иначе – сервис и оборудование как раз дорогая часть такого отдыха, а вот мест катаний, качественно оборудованных, меньше, чем растущий спрос. Поэтому власти, федеральные и региональные, вовремя реагируют на рост популярности зимних видов отдыха, к тому же и климат, и рельеф страны этому способствует. С хорошей господдержкой эта сфера туризма будет расти быстро», - отмечает Кирилл Зеленов, организатор индивидуальных горнолыжных туров.
Комфорт для туристов – в руках отечественного производителя
Безусловно, эта работа по созданию по всей стране горнолыжных трасс потребует и усилий смежных отраслей экономики. Приходится учитывать, что западные компании, которые производили разнообразное оборудование для сферы туризма (в том числе снеговые пушки, ратраки, канатные дороги), ушли из России. Поэтому нужно будет создавать горнолыжную инфраструктуру своими силами. «Есть потребность в пассажирских подвесных канатных дорогах разного типа – и гондольного, и кресельного. Есть потребность в системах искусственного снегообразования – достаточно большой объем здесь заявлен», – замечает Алимбек Хидзев.
За эти два года активного импортозамещения в этих сферах уже многое сделано, промышленность успевает переориентироваться. При этом, учитывая запросы туристического сектора, власти оперативно разрабатывают меры поддержки. Задача – быстро включить в работу российских производителей, чтобы постепенно локализовать производство оборудования. В Минэкономразвития отмечают, что это должно быть сделано до 2030 года.
В частности, по решению Правительства РФ, отечественные производители канатных дорог будут получать крупные авансы на такие заказы - это поможет компаниям быстрее наращивать мощности. По мнению премьер-министра Михаила Мишустина, это помогает создавать условия для дальнейшего раскрытия туристического потенциала страны: «Мы подробно обсуждали вопрос о необходимости создания отечественных канатных дорог, подъемников и другой такой техники. Вообще техники, которая необходима для туризма и путешествий. Благодаря принятому решению станут активнее формироваться качественные и комфортные для людей туристические объекты по всей стране».
Вариант замещения европейского оборудования азиатским в ситуации с горнолыжной инфраструктурой, как показал анализ его качества и возможностей, не вполне подходит России. Китай, предложил российским курортам свои канатные дороги – в частности, производства китайской компании BMHRI, которая заполняет до 50% курортов в самой КНР. Но крупные инвесторы (допустим, Сбербанк, развивающий курорт «Манжерок» на Алтае) пришли к выводу, что китайские подъемники не соответствуют современным требованиям, устаревшие, а сейчас нужна продвинутая техника. К тому же, в соответствии с развитием прогрессивных технологий и переходом на собственную систему сертификации, Россия в этом году еще и ужесточит стандарты безопасности подъемников (как транспортных систем, перевозящих людей), а китайские канатные дороги не соответствуют таким жестким требованиям.
А с европейским оборудованием свои проблемы. Новые канатки от лучших западных брендов в России уже не появятся. А что касается комплектующих, то мало того, что с перестройкой всей логистики запчасти едут в Россию несколько месяцев, они еще и резко подорожали. По словам Романа Киранчука, гендиректора АО "Управляющая компания Архыз" ГК Mantera, комплектующие к европейским канатным дорогам, которые пока еще эксплуатируются в России, возросли в цене на 800%, а детали к ратракам и системам искусственного оснежения – почти на 300%. Складывается впечатление, что Европа тем самым намеренно пытается помешать России развивать внутренний туризм. Ведь такой уровень роста цен на запчасти делает практически невозможным использование западного горнолыжного оборудования. Поэтому курортам срочно пришлось искать альтернативы. И они есть: в России активно развивают собственное производство канатных подъемников.
В гору – с ветерком
Тот же курорт «Архыз», который сейчас оснащен европейскими канатками, уже запланировал переход на отечественного производителя. Современные подъемники здесь установит российский производитель «РУСЛЕТ». На трассах смонтируют пять канатных дорог, причем компания ведет такую сложную работу довольно быстро: курорт ожидает появления этих новых подъемников до 2027 года.
Уже монтируются новые канатки и на всесезонном курорте в Северной Осетии «Мамисон». Курорт возводился почти 10 лет, а сейчас развитие пошло в бурном темпе. И это еще раз говорит о том, что при поддержке государства и стимулировании отечественных производств сфера туризма получает качественный толчок к своему развитию. Уже к сезону 2024-2025, который начнется через несколько месяцев, «Мамисон» будет готов принять первых туристов. Отечественными канатками оборудуют и новый горнолыжный кластер в Чечне – курорт «Ведучи». А на курорте «Большой Вудъявр» в Мурманской области туристы уже смогут в сезон насладиться качеством российских подъемников – современных, быстрых, комфортных.
Также «РУСЛЕТ» обеспечит отечественными канатными дорогами и новый курорт в Сочи «Турьев Хутор», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей. Тут установят несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, они обеспечат работу 50 км горнолыжных трасс. Как сообщают в компании «Интеррос», это инвестор курорта, одним из первых объектов курорта станет новая скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами: «Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тысяч человек в час».
Об отцепляемом зажиме стоит сказать отдельно. Казалось бы, какой-то технический момент работы оборудования – но его наличие очень важно для комфорта горнолыжников. Такая дорога умеет замедляться при подходе к станции, чтобы дать туристам плавно сойти с кресла и сесть на него, а потом быстро набирает скорость. Подобный подъемник и в целом работает быстро, это избавляет отдыхающих от скопления народа на посадке. А значит, туристы получают больше времени для самого катания, не простаивая в «пробках» при посадке на подъемник.
Компания «РУСЛЕТ» пошла дальше в своих разработках: ее дочерняя компания «РУСЛЕТ-Автоматизация» совершила буквально революцию в IT-разработках для подъемного оборудования. Специалисты подразделения сумели буквально в рекордные сроки разработать отечественное ПО, которое способно управлять подъемниками европейских брендов. Сейчас эти канатные дороги, которые были буквально брошены западными производителями, имеют в своих «мозгах» импортное ПО. Но в условиях отсутствия обслуживания при любой поломке управляющей системы канатка просто встанет и не сможет работать. Поэтому и появилась задача быстро разработать замену программного обеспечения. «Руслетовцы» реализовали такой проект в Сочи на подъемнике курорта «Роза Хутор». Управление австрийского подъемника Doppelmayr получило российскую начинку. «Нам удалось избавиться от большой проблемы. Все другие канатные дороги мы будем делать на отечественном оборудовании», - сообщил журналу «Эксперт» Александр Кондратьев, генеральный директор компании «РУСЛЕТ-Автоматизация».
Эта работа, в том числе, обеспечивает и дальнейшее бесперебойное сервисное обслуживание канатной дороги. У «РУСЛЕТа» имеется собственный Центр управления проектами – в нем есть региональные филиалы сотрудники Центра не только ведут аналитическую работу, но и обеспечивают поддержку клиентов. Это настоящая «скорая помощь» для курортов: канатные дороги и их ПО в круглосуточном режиме могут получить оперативную помощь и сервис.
«Такая активная включенность российских производителей в обеспечение курортов современным оборудованием радует. Это дает туристам ощущение, что они не брошены на произвол судьбы, что не только подъемники, но и другая сопутствующая инфраструктура будет работать бесперебойно, - замечает Кирилл Зеленов. - А значит, не придется столкнуться с проблемами и сорванными днями катания. Современная канатная дорога с оперативным обслуживанием – это для нас гарантия качественного отдыха».
Поделиться: