• Без рубрики

Храм Хатшепсут в Египте

Река Нил делила Древний Египет на восточную и западную часть, на два царства: живых и мертвых. Величественные дворцы фараонов, монументальные храмы в честь богов египтяне возводили на восточном побережье Нила – в царстве живых. На западном берегу Нила возводили пирамиды, гробницы, поминальные храмы – своеобразное царство мертвых. Одним из поминальных храмов является храм Хатшепсут, выточенный прямо в скале.

Его громадные размеры, разнообразие декоративных украшений превосходят подобные сооружения Древнего Египта. Храм стал известен не только благодаря уникальной архитектуре, но и во многом, благодаря личности Хатшепсут – женщине – фараону.

Общая информация

Храм Хатшепсут расположен в местности с арабским названием Дейр – эль – Бахри, у самого подножия скал Ливийского плоскогорья, в наиболее отдаленной западной части Луксора (древних Фив). Этот поминальный храм был возведен в честь царицы Египта – Хатшепсут – «Находящаяся впереди благородных дам», изначально названный самой царицей «Джесер Джесеру», что дословно в переводе означает «Священнейший из священных». Храм относится к сооружениям полускального типа – помещения, находящиеся на поверхности земли, в сочетании со святилищем, вытесанном в скале, образуют единый комплекс. Скульптуры храма Хатшепсут являются выдающимися образцами искусства Древнего Египта времен фараонов XVIII династии, а рельефы на стенах храма, повествующие о наиболее значимых событиях царствования Хатшепсут, по уровню своего исполнения – безупречны.

История

Царица Хатшепсут после смерти своего мужа – фараона Тутмоса II, являвшегося ее сводным братом, узурпировала трон, лишив законного наследника Тутмоса III престола и успешно правила в Египте в период с 1525 года по 1503 год до нашей эры, почти 22 года. Она была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон («Справедливая душа Ра»). Еще при своей жизни царица Хатшепсут начала строительство храма всего в 100 метрах от храма фараона Ментухотепа I, который считался родоначальником фараонов XVIII династии. Строительство было поручено придворному архитектору Сенмунту, который являлся фаворитом царицы, был воспитателем ее дочери Нефрура. До наших дней дошли несколько сохранившихся статуй зодчего, представленные вместе с наставницей, а также изображения в самом храме.


Храм Хатшепсут возводился почти 9 лет, с 7 по 16 год правления царицы Хатшепсут. Храм в Дейр – эль – Бахри был посвящен в равной степени и царице Хатшепсут, и Амону – Ра – ее отцу Тутмосу I, обожествленному после смерти; Анубису – проводнику в «царство мертвых» и Хатхор Иментет – защитнице умерших. В состав храма входили три террасы – ступени, каждая из которых возвышалась одна над другой, соединенные массивными пологими лестницами – пандусами, ведущими наверх храма, где располагалось святилище. На каждой террасе находились портики – крытые сооружения с колоннами, открытый двор и святилища. Особенностью храма Хатшепсут явилось использование зеленых насаждений, перед храмом был посажен чудеснейший сад из различных сортов экзотических деревьев и растений. Дополняли картину вырытые Т – образные священные озера. По праву египтяне называли этот храм «райским садом бога Амон».

У самой границы пустыни и земли, орошаемой водами Нила, был возведен массивный пилон, от которого тянулась процессионная дорога к храму. На протяжении всего пути к храму, от границы с пустыней к нижней террасе храма, дорогу, шириной почти 40 метров, охраняли 140 песчаных сфинксов, высеченные с лицом царицы Хатшепсут, находящиеся по обе стороны. В храме находилось более 200 статуй, бесчисленное число рельефов.

Нижнюю террасу украшали рельефы, повествующие о доставке из Усуана в Карнак обелисков Хатшепсут, а так же сцены, описывающие идеи возможного объединения Нижнего и Верхнего Египта. Среднюю террасу покрывали рельефы, изображающие божественный союз родителей Хатшепсут: отца - бога Амона и матери – царицы Яхмес, а также сцены из экспедиции в загадочную страну Пунт. Перила пандуса, объединявшего его среднюю и верхнюю террасы храма, украшали скульптурные изображения огромной кобры, являющейся символом богини Уаджит – покровительницы Нижнего Египта, и сокола, олицетворявшего собой бога Хора Бехдетского – покровителя Верхнего Египта. Это символическое украшение также подчеркивало идею объединения египетских земель – Нижнего Египта и Верхнего Египта.

На средней террасе располагались святилища Хатхор и Анубиса, которые состояли из 12 колонных залов и помещений внутри скалы. Главные ритуалы совершались на верхней террасе, где и находится вход в святилище Хатшепсут. В центральной части этого сооружения находилось святилище Амона – Ра – Святая Святых всего храма, самое сокровенное место во всем Египте.

Культурное и религиозное значение

Каждый год святилище Амона в храме Хатшепсут становилось центром Прекрасного праздника Долины. Египтяне верили, что священный образ Амона в этот день оставлял святилище в Карнаке, направляясь в заупокойные храмы фиванского некрополя на западном берегу Нила. Посетив каждый царский храм, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер Джесеру, оставаясь в храме Хатшепсут на ночь, чтобы с наступлением утра вновь вернуться в свою обитель на восточном берегу Нила в Карнак. Рельефы, изображающие эпизоды проведения этого праздника в Древнем Египте, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. На стенах святилища храма Хатшепсут изображена ладья, которая плывет по «золотому озеру», то есть стоит на священном постаменте, сделанном исключительно из золота. Этот постамент окружают 4 емкости, под которыми подразумевались 4 стороны света. Емкости наполнялись ночным молоком священных коров. На протяжении всей ночи горели факелы, окружавшие ладью, а с наступлением зари – гасли в молоке. Этот праздник был своеобразной точкой начала нового ежегодного жизненного цикла Амона – Ра, в которой, бог солнца, принимал символическую смерть, чтобы утром заново родиться полным энергии.

Вскоре после смерти царицы Хатшепсут, право на царствование получил Тутмос III, приказавший все изображения и надписи, в которых упоминалось имя Хатшепсут, уничтожить, переписать все официальные хроники событий почти за 22 года. Несмотря на то, что храм Хатшепсут в своем первозданном виде просуществовал совсем недолго, на протяжении длительного времени этот комплекс сооружений оставался очень важным культовым центром. На террасах храма были захоронены знатные фамилии жрецов Амона и Монту.

С наступлением греко – римской эпохи в святилище храма Хатшепсут, рядом с изображениями Амона были вырезами образы выдающихся мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. С тех пор бессчетное число людей стремится попасть в храм Хатшепсут, сохраняя последнюю надежду на исцеление от тяжелых недугов. Люди издревле верили в святость этого места, об этом свидетельствуют сохранившиеся до сей поры древние надписи с мольбами об избавлении от страданий и боли.

В эпоху зарождения христианства, храм Хатшепсут был перестроен под коптскую церковь, затем в храме располагался «Северный монастырь», который и дал местности настоящее название – Дейр эль – Бахари. Спустя время, в средние века, храм пришел в упадок, и на его месте выросли руины.

Техническое состояние

В 1890-х годах знаменитый археолог Эдуард Навилль проводил в районе Дейр эль – Бахари раскопки. В то время археологи, работающие на месте раскопок, даже и не думали о самой возможности реставрации храма Хатшепсут. И только в 1961 году польские реставраторы начали восстановительные работы этого комплекса, продолжая работать до сих пор. Например, несколько лет назад была полностью восстановлена верхняя терраса храма Хатшепсут. По всему миру собираются крупицы наследия великой женщины – фараона, построившей удивительный по архитектуре и величию храм и возвращаются обратно в Египет, воссоздаются по древним описаниям статуи, рельефы, украшения. Увидеть храм Хатшепсут, прочувствовать его энергетику, должен каждый, кто хоть раз в жизни побывал на землях загадочного Египта.

Поделиться:

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Да красивые места, все хочу полететь туда посмотреть эти места в живую, особенно Храм Хатшепсут!

  2. Я бы много отдал, за то чтобы посмотреть на такое чудо Света. Очень печально, что не сохранилось в своем первозданном виде, но ничего, думаю реконструкция не изменила его величия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: