Все о самолетах. ТУ-134
ТУ-134 – советский ближнемагистральный лайнер, разработанный в начале 1960-х в ОКБ Туполева.
Разработка ТУ-134 началась в 1961 году. За основу был взят советский ближнемагистральный самолет ТУ-124, для снижения шума двигатели были размещены в хвостовой части лайнера (как у Caravelle).
Первый полёт ТУ-134 совершил в июле 1963 года, а его серийное производство началось в 1966 году.
Стоит отметить, что в 1960-х, салон ТУ-134 действительно был одним из самых тихих среди отечественных самолетов. Сегодня, советские стандарты уже не актуальны.
Салон оборудован большими круглыми иллюминаторами и 3 туалетами. Кресла расположены по схеме 2+2.
ТУ-134 может взять на борт от 80 до 96 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,100 км.
Существует множество модификаций ТУ-134, большинство из которых, как ни странно, военные. Однако, среди пассажирских версий самые популярные: ТУ-134А (базовый), ТУ-134Б (модернизированный), ТУ-134М (специальный). Все они отличаются друг от друга вместимостью и дальностью полета.
Обзор салона и схема расположения лучших мест
Пассажировместимость Ту-134 зависит от модели самолёта, а также от варианта компоновки его пассажирского салона и варьируется от 12 мест (Ту-134Ш) до 80 (Ту-134Б-3).
В настоящее время наибольшее распространение имеют самолёты, обладающие двухклассовой компоновкой пассажирской кабины (как и указано на схеме).
Бизнес-класс самолёта Ту-134 представлен более мягкими сидениями, расстояние между которыми составляет от 1 метра до 1 метра 30 сантиметров. Также кресла могут раскладываться на больший угол, благодаря чему достигается удобство и лучший отдых во время полёта. Места бизнес-класса располагаются в рядах с номерами 2 и 3 (согласно схеме пассажирского салона). Для данного класса лучшими однозначно будут места, располагающиеся возле иллюминаторов, так как всем известно, что хороший обзор и вид за бортом являются залогом приятного путешествия.
Места же ряда с номером 2 в бизнес-классе не очень удачны, во многом из-за своего расположения: в непосредственной близи к ним располагаются подсобные и туалетное помещения, чья близость может принести немало хлопот и неудобств.
Салон эконом-класса в самолёте Ту-134 представлен местами, расположенными в рядах, обозначенных номерами от 5 до 19. Как и для бизнес-класса, здесь места располагаются по схеме «2-2» и имеют широкий центральный проход. Определённо лучшими для эконом-класса будут места в рядах 5 и 13 ввиду несколько большего расстояния для ног здесь. Неудачным же выбором будет место в ряду 18 или 19 (согласно схеме) ввиду близкого расположения туалетных помещений.
История разработки и эксплуатации
В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолётов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолёты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолёты, не отличавшиеся уже надёжностью, удобством и экономичностью эксплуатации.
Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолёта. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолёт был построен и приступил к лётным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолёта был внесён ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134.
В 1965 году самолёт Ту-134 был сертифицирован, а через год началось его серийное производство. Коммерческая эксплуатация Ту-134 началась «Аэрофлотом» в 1967 году. С первых полётов машина показала себя надёжной, устойчивой в воздухе и простой в обслуживании, благодаря чему в течение следующего года Ту-134 были приобретены восточногерманской и польской авиакомпаниями.
В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154. Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 – Ту-134Б.
В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолётов, большинство из которых – грузовые.
Модификации Ту-134
В период с 1984 по 1996 год было разработано и производилось 12 модификаций самолёта Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.
- Ту-134 – базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – до 72). Имеет остеклённый нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.
- Ту-134А – модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.
- Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.
- Ту-134ЛК – модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.
- Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями.
- Ту-134С – грузовая модификация самолёта.
- Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.
- Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) – самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков.
- Ту-134УБЛ-Ш – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации.
- Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) – самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.
- Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.
- Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модели.
Обзор и характеристики Ту-134
Аэродинамически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение Т-образное. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями, установленными в хвостовой части.
Лётно-технические характеристики Ту-134:
Ту-134А | Ту-134Б-3 | Ту-134Ш | |
Габариты | |||
Длина, м | 37,1 | 37,1 | 37,1 |
Размах крыла, м | 29 | 29 | 29 |
Высота, м | 9 | 9 | 9 |
Диаметр фюзеляжа, м | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
Ширина салона, м | 2,6 | 2,6 | 2,6 |
Высота салона, м | 2 | 2 | 2 |
Число мест | |||
Экипажа | 4 | 3 | 3 |
Пассажирских | 76 | 80 | 12 |
Масса | |||
Взлётная, т | 47 | 47,6 | 47 |
Коммерческая, т | 8,2 | 9 | — |
Посадочная, т | 43 | 43 | 43 |
Запас топлива, т | 13,2 | 14,4 | 16,5 |
Лётные данные | |||
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | 880 | 885 |
Дальность полёта, км | 2100 | 2020 | 1890 |
Эксплуатационный потолок, м | 12 100 | 10 100 | 11 900 |
Длина ВПП, м | 2200 | 2550 | 2200 |
Двигатели | 2 × 6800 кгс | 2 × 6930 кгс | 2 × 6800 кгс |
(Д‑30‑II) | (Д‑30‑III) | (Д‑30‑II) | |
Расход топлива (взлётн. режим) | 8296 кг/ч | 8454,6 кг/ч | — |
Расход топлива (крейсер. режим) | 2300 кг/ч | 2062 кг/ч | — |
Расход топлива | 2907 кг/ч | 3182 кг/ч | — |
Удельный расход топлива | 45г/(пасс.⋅км) | 45,2г/(пасс.⋅км) | — |
Заключение
Ту-134 является важной вехой в отечественном гражданском авиастроении. Данный самолёт находился в серийном производстве на протяжении почти четверти века, оказывая, таким образом, влияние на дальнейшее развитие советской авиационной промышленности. Не будет преувеличением и то, что данный самолёт в определённой степени стал и частью культуры Советского Союза, а, следовательно, и стран, когда-то входивших в него. Ярким примером данной «роли» самолёта в жизни страны стало его появление во многих советских фильмах (например, «Приключения итальянцев в России» или «Мимино»).
Но более важным в судьбе Ту-134 является то, что на его основе был разработан более современный Ту-154, который стал самым массовым пассажирским самолётом СССР, а также символом советской гражданской авиации. Именно это, а также то, что благодаря Ту-134, его характеристикам и скорости пассажиры внутренних рейсов пересели с устаревших Ил-14 на новые комфортабельные реактивные самолёты, и стало его важной «миссией» в истории отечественной авиации.
Поделиться:© https://ekec.ru
Если сравнивать ТУ-134 и ИЛ-86 по надёжности, то последний заметно выигрывает. За всё время эксплуатации ИЛ-86 вообще практически не попадал в аварии, связанные с техническими причинами. А ТУ-134 был хорош только для своего времени в период 60-70-х годов прошлого века. Сам летал на нём и не нравились не удобные и тесные сиденья для пассажиров.