Достопримечательности Египта - Храм Хатшепсут
Священнейший из священных («Джесер джесеру») храм был посвящен богу Амону, божественному отцу египетских фараонов. Своей славой этот храм обязан своей архитектурой, местом расположения, и правителем, при котором он был возведен – легендарной женщиной-фараоном Хатшепсут. Именно поэтому впоследствии этот храм получил имя своей создательницы и стал именоваться храмом Хатшепсут.
Общая информация о храме Хатшепсут
Во II тысячелетии до н.э. в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри появился храм Хатшепсут, который по сей день восхищает своим великолепием и грандиозностью.
Это сооружение уникально в плане архитектуры. Оно значительно отличалось от других построек того времени. Достоверно известно, что для постройки храма царица не жалела ни средств, ни рабов. Сейчас тяжело представить, насколько великолепным здание было много тысячелетий назад. Но даже сегодня руины храма являются объектом для паломничества туристов с разных стран мира, которые мечтают воочию увидеть это грандиозное сооружение.
Его необычность также заключалась в месте его расположения – поодаль от других строений прежних египетских правителей, в глуби некрополя фиванских царей. Дабы не нарушать установленных традиций, царице пришлось возвести огромный пилон прямо на границе орошаемой земли и песков, и провести оттуда дорогу к храму. К слову, постройка была столь масштабной, что только ширина дороги составляла около 37 м. Место для постройки храма было выбрано неслучайно. Всего в 100 м от него был расположен храм Ментухотепа Небхепетра, египетского царя XI династии. Этот правитель считался родоначальником фиванских правителей. С учетом того, что Хатшепсут была женщиной, и согласно законам она не имела прав на престол, ей приходилось идти на различные уловки, чтобы доказать свое божественное происхождение и право быть правителем. Постройка же храма именно на этом месте позволяло ей доказывать законность пребывания на египетском престоле.
История храма Хатшепсут
После смерти мужа фараона Тутмоса II, царица Хатшепсут узурпировала власть и фактически заняла престол в обход законного наследника Тутмоса III, который был ее пасынком. Считалось, что матерью Тутмоса III была женщина нецарского происхождения.
Следует отметить, что у Хатшепсут было весьма шаткое положение при дворе, поскольку она была женщиной. Поэтому ее практически всегда изображают в виде мужчины с бородой. Более того, она активно пропагандировала идею своего божественного происхождения, дабы остаться на троне.
Период правления царицы Хатшепсут ознаменовался несколькими успешными военными кампаниями в Азии и Нубии, была организована экспедиция в Пунт, запечатленная на стенах храма, было построено множество изумительных памятников, посвященных ее правлению. Но впоследствии большинство из этих памятников были уничтожены ее преемником фараоном Тутмосом III. По его приказу стерли ее имя и изображения. Это было сделано для того, чтобы в истории не сохранилось ни одного упоминания о ней. Но волею судьбы, храму Хатшепсут было суждено уцелеть.
Хатшепсут поручила строительство храма одному из искуснейших зодчих того времени Сененмуту, который являлся фаворитом царицы и наставником ее дочери Нефрура. Некоторые статуи архитектора и его воспитанницы сохранились.
Говорят, что Сененмут после смерти хотел оставаться рядом с храмом и начал строительство своей усыпальницы неподалеку от первой террасы храма. Но узнавшая об этом царица Хатшепсут настолько разгневалась, что полностью уничтожила его гробницу. Ее ярость была вызвана тем, что территория постройки храма считалась священной и была посвящена только богу Амону и ей самой.
Вместе с тем, Сененмуту удалось запечатлеть свои изображения на стенах храма, пусть даже тайно. Есть даже предположения, что дабы увековечить свое имя он пошел на маленькую хитрость. Его образы были запечатлены у дверных проемов таким образом, чтобы открытые двери скрывали их.
Архитектура храма Хатшепсут
Полускальный храм Хатшепсут сочетает в себе наземные помещения со святилищем, вырубленным в скалах. Храм образуют три террасы-ступени соединенные лестницами-пандусами. Ранее территория на террасах была благоустроена. На ней находились пруды, папирусы и деревья. По дороге к храму были построены сфинксы с желтыми телами и лицами, синими бородами полосатыми повязками на головах. У пьедестала изображались связанные пленники.
Нижняя терраса была задумана как центральный двор, обнесенный украшенной изображениями соколов со знаками царской власти стеной. С западной стороны двор завершает портик из 22 колонн, разделенный лестницей-пандусом. В свое время лестница была украшена фигурами львов, а с обеих сторон портика находились колоссальные фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Высота этих фигур составляла 8 м. Здесь же находятся рельефы с изображением Хатшепсут.
Далее лестница приводит на вторую террасу, в центре прежде находился окруженный деревьями пруд. Здесь также с западной части находится портик с четырехгранными монолитными колоннами, который служит основой для верхней террасы. Стены этого портика посвящены о жизни царицы. Здесь запечатлена мать Хатшепсут царица Яхмос, вступающая в брак с богом Амоном-Ра. Следует отметить, что отцом царицы был фараон Тутмос I, но в целях закрепления своей власти и оправдания своего пребывания на престоле царицей усиленно велась пропаганда своего божественного происхождения. Затем следуют изображения сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» союза, ее коронация, получение благословения от богини Хатор и пр. Рельефы, расположенные на противоположной стороне террасы рассказывают об организованной Хатшепсут экспедиции в легендарную страну Пунт. Экспедиция оказалась успешной, и в Египет было завезено несметное количество драгоценностей, а также редких растений. Многие ученые считают, что страна Пунт находилась на восточном побережье Африки. Возможно, в те времена она была известна жителям Ближнего Востока под названием Офир. На рельефах запечатлены изображения, свойственные африканским сюжетам. Это жирафы, пантеры, обезьяны, хижины на сваях...
Поднимаясь по лестнице, ведущей в третью и верхнюю террасу, можно полюбоваться изваяниями громадных кобр, а на спине каждой из которых сидит сокол. Эти фигуры являются олицетворением единства Египта и символизируют Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет. Здесь же высечены два сфинкса.
Третья терраса была предназначена для основных религиозных ритуалов. У входа в вырубленное святилище Хатшепсут, находящееся в скалах, расположен портик с четырехгранными колоннами. У каждой колонны некогда находилась по огромной статуе Хатшепсут, которые были видны издалека с проплывающих по Нилу судов. Террасу окружали колонны. Здесь же было построено несколько небольших храмов-молелен. Южная сторона портика была посвящена покровительнице царицы – богине Хатор. Здесь находилось ее святилище.
За колоннадой портика скрыт лабиринт, состоящий из подземных залов, вырубленных в скалах. Прежнее убранство залов поражает воображение своим великолепием. Так, полы были выложены плитами из золота и серебра, двери были изготовлены из кедра и бронзы, на сводах находились разноцветные рельефы. Вход в основной зал был украшен изваяниями царицы Хатшепсут в образе бога Осириса высотой в 3 м, а двери зала были из «черной меди» с инкрустированными в них сплавами из золота и серебра.
Главный зал подземного святилища хранил грандиозное изваяние Хатшепсут, сделанное из мрамора. К сожаленью, оно не сохранилось до наших времен, и сейчас можно увидеть только его обломки. В целом, в храме находилось более двухсот скульптур, 140 из которых были в виде сфинксов. Эти монументы изображают Хатшепсут как в виде бога Осириса, так и в образе фараона, а еще сфинкса. Благодаря этим изваяниям сохранился образ египетской царицы, максимально приближенный к достоверному. Поскольку мастера того времени всячески пытались передать портретное сходство Хатшепсут.
Текущее состояние храма Хатшепсут
Исследовавший в 1891 году этот район, известный археолог Э. Навилль тогда не смел и предполагать, что впоследствии этот храм можно будет воссоздать. Поскольку большое количество изваяний и рельефов в свое время было вывезено за пределы страны, реставрация казалась невозможной. Но в 1961 году польские реставраторы начали работы по восстановлению храма. И уже в 2002 году храм был открыт для посещений туристами.
К слову, благодаря усилиям реставраторов, частично восстановлена третья верхняя терраса. Восстановительные работы ведутся по сегодняшний день.
Как добраться до храма Хатшепсут
Самостоятельно добраться до храма невозможно, поскольку местная полиция не пропускает туда туристов без сопровождения туроператоров. Это связано с тем, что по дороге в Луксор неоднократно происходили террористические атаки на туристов.
Вместе с тем, рекомендуется заказать экскурсию в древний город Луксор, включающую помимо осмотра других достопримечательностей и осмотр храма Хатшепсут.
Поделиться: