Туристка 65+ и туроператор не могли друг друга найти из-за исчезнувшего турагента, но встретились в суде
«Ковидные» суды между туристами и туроператорами продолжаются, и некоторые случаи в своём роде оригинальные - рассказали корреспонденту инфогруппы «Turazbuka News» эксперты-юристы. Например, в одном из случаев туристка 65+ и туроператор не могли друг друга найти из-за исчезнувшего турагента, и в итоге встретились в суде.
Подробности таковы: в судебном участке №167 района Северное Тушино г. Москвы завершился суд по ковидному туру, в котором туроператор, желающий перенести поездку по заявке или сделать возврат денег, просто не мог понять, что ему делать. Как рассказал Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», президент общественной организации «ПравТурСоюз», семидесятилетняя туристка собиралась посетить Италию, направиться к своей мечте — Флоренции. 31 января 2020 года пришла к турагенту ООО «Лагуна» и приобрела поездку под названием «Тосканский ренессанс» с 25 апреля по 2 мая 2020 года. Однако тур не состоялся из-за пандемии.
«Оплаченная предоплата туристки в размере 40 000 рублей зависла у туроператора и было непонятно, что с ней делать. Туроператор неоднократно пытался обратиться к турагенту по поводу оплаченной суммы по заявке, направлял уведомление по Постановлению Правительства № 1073, запрашивал решение и пытался узнать контакты туристки, но сталкивался только с длинными гудками в трубке и с безответно направленными письмами в никуда. Турагент просто исчез», - описал ситуацию Александр Байбородин.
В итоге, со слов эксперта, «контакты пришли оттуда, откуда их никто не ожидал получить» — из искового заявления, где туристка требовала вернуть предоплату 40 000 руб., проценты за пользование денежными средствами в размере 1 533 руб., 10 000 руб. моральный вред + 50% штраф от присужденной суммы за несоблюдение требований потребителя. Причем иск подал за туриста Роспотребнадзор.
Как выяснилось, туроператор тоже не получил заявления на возврат денежных средств, которое туристка отправила 13 октября 2020 года, но тоже через турагента - то есть в никуда. Сразу же после получения иска у туроператора появились данные туриста и тотчас был сделан возврат полной стоимости тура.
«Принимая во внимание нормы, закрепляющие обязанность туроператора произвести возврат денежных средств непосредственно заказчику туристского продукта, а также ввиду отсутствия у туроператора не только требования со стороны туриста о возврате денежных средств, уплаченных за вышеуказанный туристский продукт, но и непосредственно платежных реквизитов туриста, туроператор объективно был лишен возможности осуществить возврат напрямую туристу. Также стоит учесть, что оплата тура была произведена по безналичному расчету от турагента, соответственно, туроператор, хотел вернуть деньги на расчетный счет агента, все попытки связаться с агентом перед процедурой возврата были безуспешны, было решено взять паузу до момента, пока кто-то объявится. Объявился турист…» - пояснил ситуацию Александр Байбородин.
С его слов, туристка в целом была не против мирового соглашения, но суд все же состоялся. В ходе заседания туристка заявила, что на мировое сразу не пошла, потому что испугалась, что туроператор может отозвать обратно деньги как ошибочный платеж. Судья и юристы помогли принять правильное решение — было заключено мировое соглашение. «Роспотребнадзор в судебные заседания уже по традиции не являлся. Турагента тоже так никто и не увидел», - добавил Александр Байбородин.
«Иск был подан истцом через Роспотребнадзор. Турист собиралась поехать в Италию. Все бы хорошо, туроператор был в полной готовности сделать возврат денег, но случилось так, что в ряде попыток связаться с турагентом, он ни разу не вышел на связь. Оплата была проведена по безналу, соответственно, туроператор хотел вернуть деньги обратно на счет, но турагент в прямом смысле куда-то исчез, возврат отложили до выяснения обстоятельств. В начале 2022 года турист подал на туроператора в суд с требованием выплатить стоимость тура, моральный вред, проценты за пользование денежными средствами и штраф за несоблюдение требований потребителя. После этого у туроператора появились контактные данные туриста и сразу же был произведен возврат суммы долга и процентов, турист вроде как оказался не против побыстрее закрыть вопрос. Но суд все равно состоялся, подписали мировое соглашение», — рассказал Максим Ковалевский, юрист, представитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» в Санкт-Петербурге.
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Турецкие эксперты назвали продукты, очищающие кровь».
Поделиться: