Aviastats: рост конкуренции и разворот в Азию — как изменился авиарынок России в 2025 году
Aviastats, аналитический сервис авиационной отрасли России, опубликовал отчёт о ключевых изменениях спроса, цен и конкурентной среды на авиарынке в 2025 году. Данные показывают: рынок продолжает расти на фоне стабильного пассажиропотока, структура международных перелётов смещается в сторону Азии, а конкуренция между авиакомпаниями усиливается.
Рост спроса на фоне устойчивого пассажиропотока
По данным Aviastats, в 2025 году спрос на авиаперелёты вырос на 5% по сравнению с 2024 годом, что указывает на устойчивый интерес к путешествиям.
Наиболее заметная динамика наблюдается на зарубежных направлениях, где спрос увеличился на 9% год к году. Доля международных перелётов в структуре спроса достигла 42%, прибавив 5 п.п. за год. Самыми востребованными зарубежными направлениями остаются:
Турция — 14,1%,
Узбекистан — 10,2%,
Таиланд — 8,6%.
Восточная и Юго-Восточная Азия — новый центр притяжения
Структура международного спроса заметно смещается в сторону Восточной и Юго-Восточной Азии. Самые высокие темпы роста интереса в 2025 году показали:
Вьетнам — +87%,
Китай — +69%,
Япония — +65%.
Росту способствуют сразу несколько факторов: безвизовый режим в Китае, расширение прямых и стыковочных рейсов, а также более доступные тарифы по сравнению с альтернативными направлениями.
Внутренний рынок: перераспределение спроса и новые точки роста
Доля внутренних авиаперелётов составила 58%, снизившись на 5 п.п. год к году. При этом спрос внутри страны распределяется более равномерно между регионами.
Наиболее популярными направлениями остаются:
Москва — 18,5%,
Сочи — 13,0%,
Санкт-Петербург — 11,4%.
Аналитики зафиксировали резкий рост спроса на перелёты из недавно открывшихся аэропортов:
Геленджик — +643%,
Краснодар — +247%.
Без учёта этих направлений, сильнее всего выросло число поисковых запросов в Горно-Алтайск (+27%).
Цены на билеты за рубеж снизились
В целом, ценовая динамика остаётся сдержанной:
средний чек на прямой перелёт одного взрослого пассажира в экономическом классе в страны дальнего зарубежья снизился до 26 493? (-5,7% год к году);
по СНГ-направлениям средний чек незначительно вырос до 17 310? (+2,7%);
средний чек на перелёт по России вырос до 11 501? (+6,5%).
Конкуренция растёт, но пространство для роста есть
В 2025 году конкуренция между авиакомпаниями усилилась. Среднее количество перевозчиков на одном маршруте увеличилось:
на внутренних направлениях — на 4%, до 4,97 (4,78 в 2024 году),
на международных — на 7%, до 4,41 (4,12 в 2024 году).
Наиболее конкурентными остаются маршруты Москва — Сочи, Москва — Санкт-Петербург, а также Москва — Анталия и Москва — Шарм-эш-Шейх.
При этом отчёт фиксирует значительное число недообслуженных направлений, по которым есть устойчивый интерес со стороны пассажиров при отсутствии прямого авиасообщения. Среди них:
Сочи — Калининград (до 2500 км),
Калининград — Омск (2500–4500 км),
Санкт-Петербург — Улан-Удэ (свыше 4500 км),
Москва — Токио.
Это формирует потенциал для расширения маршрутных сетей как внутри страны, так и за её пределами.
Транзитные хабы: усиление роли Стамбула и стран Азии
В 2025 году выросла роль международных транзитных хабов. Доля Стамбула в общем объёме трансферных перелётов достигла 25,7% (против 18,1% годом ранее). Существенную часть пересадочного трафика продолжают формировать аэропорты Китая и стран Ближнего Востока.
Пресс-релиз содержит выборку данных из аналитического отчёта Aviastats. Полная версия исследования доступна по ссылке.
Поделиться:

