Достопримечательности Египта – Абу-Симбел
Абу-Симбел является скалой западного берега Нила, используя которую, верноподданные Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.) создали знаменитые древнеегипетские святыни, выдолбив два храма внутри скалы. Местонахождение храмовой скалы в 280 км на юг от Асуана.
Примыкающая почти к самой водной кромке реки стометровая в высоту скала, состоящая из мелкозернистого песчаника, имеет в «текстах пирамид» название «священной горы» и предположительно была укреплена фортификациями, что и принесло этой местности название «крепость Рамессополис».
Нынешним названием Абу-Симбел обязано высеченному в барельефном исполнении на поверхности скалы египетскому мужчине, облаченному в заострённый фартук, в котором арабы мореплаватели усматривали схожесть с хлебной мерой. Эта схожесть послужила появлению названия «отец хлеба» (араб. sinbel — колос). В дальнейшем этим созвучием стало называться вся скальная группа с расположенными в них храмами. Европейскую известность, согласно описаниям, храмовые сооружения Абу-симбел получили в начале XIX века.
Храмовый комплекс Абу-Симбела считается главной достопримечательностью Египта после пирамид Гизы и Большого сфинкса! Среди бескрайних просторов пустыни Нуби, на побережье озера Насер возвышаются высеченные в массиве скалы величественные храмы Абу-Симбела как свидетельство победы фараона Рамзеса II над хеттами и в честь необъятной любви к своей единственной супруге — красавице Нефертари.
Дважды в год, в день весеннего (появление фараона на свет) и осеннего (дата коронации фараона) равноденствия, ровно в 5 часов 58 минут солнечный луч достигает места пересечения с линией, находящейся в 65 метрах от входа проникает через все помещения храма и падает на левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.
На протяжении нескольких минут луч освещает лицо Рамзеса II, при котором создается иллюзия улыбающегося фараона. Затем перемещение луча освещает статую Хармакиса, а по истечении 20 минут луч покидает пространство храмовых помещений. Следует отметить, что луч света никогда не касается статуи Птаха. Ведь по преданиям Птах является владыкой подземного мира и прикосновение солнца ему «противопоказано» его стихия вечная мгла.
В эти моменты рядом с храмом Абу-Симбела фиксируется максимальный наплыв до 5 тысяч посетителей, с целью собственным взором созерцать фантастический оптический эффект, создающийся благодаря точнейшим расчётам, проведенных древнеегипетскими звездочётами и жрецами.
Им удалось спроектировать в далекой древности храм в такой ориентации, что восходящий, во время равноденствия, солнечный луч попадает точно в глаз фараону. В остальных периодах года фараон “избегает” житейской суетности в темноте храма, на входе которого в вечном карауле застыли каменные изваяния в виде четырех 20-метровых статуй, изображающих богов Амона, Ра, Птаха и самого Рамзеса.
Храмовый комплекс Абу-Симбела уступает по - древности пирамидам Гизы, но по проявлению интереса со стороны туристической братии их популярность вполне сравнима. Архитектурный ансамбль Абу Симбела образован двумя сооружениями: Большой храм, сооруженный в честь самого фараона Рамзеса II и трех богов: Амона, Ра-Хорахта и Птаха, и Малый храм, построенный в честь богини Хатор, образ которой символизирует любимую жену Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Внимательно присмотревшись к лицам божественных статуй можно заметить сходство с изображениями ликов царственного семейства.
Есть смысл обратить внимание на тот факт, что возведение Большого храма наряду с обожествлением Рамзеса было посвящено еще трём верховным богам, но при этом основной идеей сооружения является возвеличивание культа Рамзеса II. Это предположение особенно подчеркнуто фасадом «храмовой горы», вырубленным в скальном монолите в форме традиционного пилона громадных размеров, где входные ворота в святилище обрамлены четырьмя исполинскими, двадцатиметровой высоты фигурами Рамзеса II.
У древних зодчих получилось, учитывая масштабность изваяний сидящего фараона, вырубленных в массиве твердого песчаника, воссоздать портретное сходство. Завораживает и будоражит воображение техническая сторона создания статуй такого масштаба. Изваять подобного размера исполинов возможно только в случае совершенного владения системой пропорциональности, которая устанавливает точное соотношение между масштабом всей статуи и каждого её составляющего фрагмента.
Величественных размеров статуи Рамзеса II издалека отчетливо виднелись любому путешествующему по просторам Нила. В момент появления над горизонтом первых лучей солнца, исполины принимали окраску багряных тонов, что качественно выделяло их на фоне фиолетового спектра отбрасываемых ими теней.
Фараон Рамзес II, перманентно заботящийся прославлением собственного величия, распорядился возвести вблизи своего, ослепляющей красоты, храма святилище на порядок меньшего размера (в длину до 10 метров). Его создание посвящалось его несравненной жене Нефертари: в древнем Египте ни одна из супруг фараонов никогда не изображалась на фасадной стороне храмового комплекса, и лишь супруга Рамзеса II была удостоена этой привилегии.
Малый храм Абу-Симбела расположен в ста метрах в северном направлении от большого и служил культу богини Неба Хатор, изображение которой представлялось в виде женщины с коровьей головой. Его убранство гораздо проще и скромнее, чем убранство Большого храма, и представлено высеченным в скальной породе колонным залом и святилищем с тремя нишами. На фасадной части Малого храма красуются шесть статуй, исполненных в размер полного роста.
Среди статуй самого фараона Рамзеса II тут размещены статуи его жены Нефертари-Меренмут. Изваяния расположены в углублённых затененных нишах, из-за чего в потоке солнечных лучей рождается игра света и тени, которая направлена на усиление впечатления от этих величественных фигур.
Одна из колонн Малого храма снабжена высеченной надписью: “Рамзес, правдой сильный, фаворит Амона, возвёл это божественное жилище для возлюбленной своей супруги Нефертари”. Центральную нишу святилища Малого храма занимала изваяние священной коровы, которое подчеркивало божественность образа богини Хатор, перед которой присутствует изображение фараона Рамзеса II, находившегося как бы под защитой божества.
Абу-Симбел можно считать самым исследованным памятником Древнего Египта. Суть дела заключается в том, что на исходе 1950-х годов XX века, в период сооружения знаменитой Асуанской плотины, Абу-Симбел имел несчастье оказаться на территориях подлежащих затоплению.
Прорабатывались различные варианты проекта по спасению всемирного исторического наследия, вплоть до накрытия подводным стеклянным куполом храмового комплекса. Результатом явилось решение о разборке всех сооружений комплекса и их переносе на большие высоты. Проект спасения Абу-Симбела является самым дорогим проектом ЮНЕСКО в истории. Реализация этого не имеющего аналогов в мире проекта потребовала усилий специалистов представляющих пятьдесят стран мира в рекордные сроки, ограничившиеся четырьмя годами.
Храмовые сооружения распилили на 1036 тяжеловесных (5-20 тонн), пронумеровали, перевезли и собрали на новой площадке высотой на 90 м превышающей прежний уровень. Сюда же были доставлены 1112 блоков, извлеченных из окружающих храм скальных пород песчаника. Блоки укрепили смолистым составом посредством просверленных отверстий. Над самими святилищами соорудили полый железобетонный колпак, насыпав сверху холм. Произведённые манипуляции исполнены так искусно, что создаётся впечатление, что храмовый комплекс был тут всегда. Общие затраты на перенос храмов составили 42 млн. долларов.
Экспертами ЮНЕСКО было установлено, что линии фасадов храмового комплекса располагались параллельно разломам в скальном грунте, что позволило твердым горным породам служить естественной и надёжной опорой для исполинских статуй. Сооружение пещерных храмов производилось зодчими с учётом природных свойств породы — ярусы песчаника соединялись окисью железа, благодаря чему пласты почти не подвергались разрушению. Наряду с этим, окись железа придавала палитре песчаника богатство разнообразных оттенков.
Воспроизведение Большого храма Абу-Симбела исполнено с филигранной точностью и позволяет современникам оценить величие храмового комплекса и уровень подготовки древних мастеров.
Поделиться: