Итоги отраслевой Федеральной целевой программы
Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в России показала свою эффективность и ее следует продлить и после 2018 года, считают представители отрасли.
По словам замглавы Ростуризма Николая Королева, за оставшееся до окончания срока программы время предстоит проанализировать, что было сделано и построено за шесть лет. Но принцип государственно-частного партнерства должен быть сохранен и в новой программе, когда государство помогает создавать инфраструктуру, уверен он.
Именно участие государства в проекте часто становится определяющим для бизнеса для принятия решения по инвестициям. Государство не должно строить коммерческие объекты за федеральные деньги — это задача частных инвесторов, согласен Королев. «В случае с „Ярославским взморьем“ была построена централизованная канализация, что также очень важно. Представьте себе, этот туристический объект находится на берегу Волги, а многие малые города и селения на берегах реки не имеют системы очистки сбрасываемых сточных вод. Это достаточно грустно, если мы говорим о туризме, об экологической чистоте и о сохранении первозданной природы», — рассказал Сергей Бачин, инвестор проектов «Завидово» и «Ярославское Взморье».
Ростуризму уже поручено до конца года внести в правительство концепцию новой ФЦП, которая будет предположительно действовать с 2019 до 2025 года, сообщил Королев. «Я очень надеюсь, что с 2019 года начнет действовать новая ФЦП по развитию туризма в РФ, а также надеюсь, что мы там также будем участвовать», — сказал Бачин, пояснив, что многое будет зависеть от объемов финансирования программы со стороны государства.
В стране есть определенные точки туристического роста, которые обязательно нужно развивать, но после оценки каждой местности с позиции привлечения туристов, считает он. «У нас есть красивейшие места, но туда очень сложно добраться, поэтому нужно правильно определять направления, так как мы говорим о массовом туризме, а не о нишевом. Сначала следует развивать то, что доступно широкому потребителю, а потом уже идти дальше», — полагает предприниматель.
Королев из Ростуризма считает, что с точки зрения долей участия региона и бизнеса в новой программе могут поменяться некие пропорции в зависимости от экономического положения. «Потому что для регионов Дальнего Востока или дотационных регионов участие в ФЦП должно быть менее затратным, а для регионов с солидными доходами, процент участия в программе должен быть выше. Это будет новый принцип, который мы считаем правильным. Такой подход поддерживает и Минфин. Если регион считает, что туристический проект приоритетный, то ему следует выделять такие деньги, которые он сможет освоить», — пояснил Королев.
Сейчас предварительные условия для участия туристического объекта в программе предполагают, что примерно 75% всех средств приходятся на частные инвестиции, напомнил Бачин. «Но я могу сказать, что в результате получается даже больший приток частных средств, так как 75% приходятся только на основные инвестиции. При этом когда основные частные вложения уже сделаны, а государство уже внесло свою часть средств на развитие инфраструктуры, то объект начинает обрастать малым бизнесом и новыми партнерами. Кто-то хочет баню построить, кто-то ресторан открыть, кто-то собирается лодки сдавать в аренду и так далее», — пояснил предприниматель. Но в любом случае первый шаг должен сделать сам инвестор, не дожидаясь помощи государства.
Королев же считает, что принципиально важным было бы со стороны государства увеличить финансовую часть программы, связанную с продвижением туристического продукта. «Мне кажется, что к 2019 году выправятся многие экономические ситуации в стране, и новые проекты по туризму можно будет финансировать более стабильно», — высказал свой прогноз представитель ведомства.
Изначально программа предполагала общий объем финансирования на восемь лет 332 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета — 96 миллиардов, из субъектов РФ — 25 миллиардов, из внебюджетных источников — 211 миллиардов.
Позднее в рамках консолидации бюджетных расходов эта ФЦП была урезана почти втрое, до 135,2 миллиарда рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 26,7 миллиарда рублей, из средств субъектов РФ — 11,6 миллиарда рублей, из средств внебюджетных источников — 96,9 миллиарда рублей.
Поделиться: