Итоги сезона от Российского союза туриндустрии
В целом, представленная в понедельник на итоговой пресс-конференции РСТ статистика года была предсказуемой. Выездной турпоток за первые десять месяцев сократился на 20% в целом, хотя отдельные направления продемонстрировали и положительную динамику.
«Снижение выездного потока происходит третий год подряд, 2016 год не стал исключением. Хотя были успехи по отдельным направлениям, прежде всего это летнее Средиземноморье — Кипр, Греция и Испания. Но в целом спад турпотока составляет 20%», — рассказал на пресс-конференции Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ.
При этом на Новый год также виден прирост на отдельных направлениях, но в целом тенденция та же: выезд продолжает падать. «Стабилизация валютного курса и лояльность в предложениях принимающих сторон» стимулируют спрос, однако финансовое состояние российских туристов сокращает их время на отдых. Отметим, что согласно последнему опросу ВЦИОМ, более 70% россиян выбрали отмечать Новый год дома. Выезжающие отдохнуть — причем не только за границу, но и в отечественные пансионаты — составили не более 3%», — пояснил собеседник.
Впрочем, по внутреннему туризму статистика показывает рост. По словам Юрия Барзыкина, он составил 18%. «В разных регионах это разные цифры. Например, Краснодарский край принял более 15 миллионов туристов, Крым — 6 миллионов, еще 2 миллиона — Алтайский край, хорошо прошел сезон в Санкт-Петербурге, который принял 7 миллионов», — рассказал вице-президент РСТ. При этом он подчеркнул, что во многом в рост внутреннего турпотока вложились туроператоры — тенденцией стало расширение ассортимента услуг при снижении базового пакета его стоимости.
Туроператоры также отметили ещё одну основную тенденцию — «импортозамещение» в туризме все-таки сработало: на фоне снижения выездного турпотока организованный внутренний туризм и продажи турпакетов растут существенно — в два-три раза за последние два года. Так, по статистике турагентств, которые на пресс-конференции представлял гендиректор МГП Сергей Агафонов, рост продаж турпакетов по России за два года увеличился в шесть раз: «В 2014 году доля продаж пакетных туров по России у турагентств составляла 5%, а в 2016 году достигла 30%», — отметил он.
«Прирост внутреннего рынка за последние два года в среднем на 15% за год обусловлен в том числе приходом на рынок крупных туроператоров, которые принесли технологии создания, в частности, пакетных туров. Продажи таких туров по России для турбизнеса выросли за тот же период в два-три раза», — рассказал гендиректор туроператора «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. Среди причин такого роста назван в первую очередь курс рубля. Среди других причин — рост качества внутреннего продукта, повышение «градуса патриотизма» с возвращением Крыма, Олимпиадой в Сочи и т. д.
«Но по сути турист проголосовал рублем за организованный цивилизованный туристический рынок, где отдыхающий может в любой момент обратиться к туроператору и получить помощь. Также сыграл и фактор цены — туроператор имеет возможность продавать внутренние туры на 15–20% дешевле аналогичного самостоятельного «продукта», — отметил Виктор Тополкараев.
Однако в будущем сезоне внутреннему рынку для закрепления успеха потребуется серьезные программы государственной поддержки — «потолок» как по туристам, так и по возможностям курортов уже достигнут — отметил Юрий Барзыкин. Кроме того, стоит учитывать, что на рынок вернутся основные конкуренты отечественных курортов — в первую очередь это Турция, которая будет серьезно вкладываться, чтобы вернуть 3 млн российских туристов, а также с большой вероятностью Египет, который, скорее всего, откроют в течение первого квартала будущего года.
Поделиться: