«Желтое лето» сменило багрянец осени: Европа теперь постоянно переполнена туристами круглый год
Летние каникулы, долгожданная пора отпусков, уходят в прошлое, а на их место приходит новая тенденция: осенние путешествия. Однако, как отмечает журналистка CNN Джулия Бакл, эта идея, получившая название «Желтое лето», имеет свою обратную сторону. Туристические зоны, которые раньше были переполнены летом, теперь не менее многолюдны и в осенние месяцы. «Осенние каникулы стали более привлекательными, чем летние», – констатирует Бакл.
Причина такого сдвига проста: летняя толпа в Европе становится «слишком большой для многих посетителей». Джейсон Стивенс, генеральный директор компании Wayfaire, специализирующейся на роскошных путешествиях, лично убедился в этом, посетив Париж в августе. «Было многолюдно, стояла жара, мы искали тень в середине дня, я все время искала воду», – вспоминает он. «Основные туристические достопримечательности были переполнены. Я не могла купить билеты на Эйфелеву башню; они были заняты в течение двух недель». Более того, даже билеты в Лувр, которые ему удалось приобрести, оказались поддельными.
Этот опыт подтвердил то, о чем ему говорили клиенты Wayfaire: «Лето в Европе – это уже не мечта, а испытание». Именно поэтому все больше путешественников предпочитают осенние визиты, и, как отмечает Стивенс, они, вероятно, правы в своем выборе.
Ведущие представители туристического бизнеса сходятся во мнении, что осень становится новым высоким сезоном в Европе. Этот сдвиг обусловлен несколькими факторами: повышением температуры, чрезмерным туризмом и повышенным спросом на более тихие и содержательные поездки после пандемии. «В 2024 году это был восходящий тренд; сейчас он усилился», – отмечает Стивенс. «Бронирований в последнюю минуту в этом году больше. Мы получаем постоянные бронирования в течение всего года».
Климатический кризис также вносит свой вклад. Европа, как континент, который нагревается быстрее всего на планете, столкнулась в 2025 году с рекордным количеством лесных пожаров и волн тепла. Это делает межсезонье более привлекательным для путешественников. «Это уже не межсезонье, а сезон», – утверждает Стивенс.
Тим Хентшель, генеральный директор сайта бронирования HotelPlanner, подтверждает эту тенденцию: «Осенние поездки из США в Европу увеличились на 25% по сравнению с предыдущим годом». «Межсезонье превращается в высокий сезон, и цены это отражают», – добавляет он. Сильный доллар также стимулирует американцев к поездкам в Европу.
Многие туристические компании заметили этот рост. Группа Leading Hotels of the World зафиксировала в эту осень увеличение доходов на 20% в годовом исчислении. «В прошлом году, путешественники все больше отдавали предпочтение поездкам в межсезонье», – говорит президент и генеральный директор Shannon Knapp.
Эта тенденция наблюдается не только среди американцев. Сеть туристических агентств Advantage Travel Partnership, базирующаяся в Великобритании, зафиксировала значительный рост продаж своим британским клиентам, путешествующим на континент: продажи в сентябре и октябре выросли на 28%. Коммерческий директор John Sullivan считает, что это является «показателем изменения в привычках отдыхающих».
Опрос Virtuoso Luxe Report показал, что почти три четверти туристических консультантов, связанных с глобальной сетью отелей Virtuoso, отмечают, что клиенты предпочитают «путешествия в межсезонье или низкий сезон». Отчет Travel Trends 2026, опубликованный консолидатором авиабилетов Skyscanner, указывает, что почти треть путешественников «планируют посещать популярные места только в межсезонье».
Мелани Фиш, представитель туристического гиганта Expedia, поделилась собственным опытом: «Летом я поехала во Флоренцию и через полдня побежала на поезд, чтобы покинуть город; жара и толпа были невыносимы, даже мороженое не принесло облегчения». Данные компании показывают, что бронирования в этом тосканском городе этой осенью выросли на 110%. В соседней Сиене также наблюдается рост на 60%.
Фиш, вернувшаяся во Флоренцию осенью, была поражена разницей. «По ночам на улицах было тихо, я могла наблюдать, как река Арно сверкает на закате, и не боялась, что меня ударит палкой для селфи на Понте Веккьо», – рассказывает она. «Теперь я рекомендую всем, кто готов меня слушать, посетить Флоренцию, но только не в сезон».
Хентшель считает, что часть изменений связана с изменением демографии путешественников. «Поколение бэби-бума стареет», – говорит он. «Кто в здравом уме будет путешествовать летом с таким огромным ростом цен? Цены на поездки вырастают на 100% или 200%, когда в школах каникулы. Когда у меня дети вырастут, я с нетерпением жду возможности воспользоваться межсезоньем».
Люсия Лазич, флорентийский гид, отметила снижение «так называемого «роскошного» туризма» летом 2025 года по сравнению с предыдущим годом. «Я слышала, что пятизвездочный отель в историческом центре принял вдвое меньше гостей, чем в предыдущие годы. У нас также было место в качестве гидов. В прошлом году мы получили так много запросов, что у нас не хватало гидов. Этим летом всегда было два или три гида свободны».
Андреа Джиролами, основатель и председатель AG Hotels, владеющей шестью отелями в столице, отмечает, что лето было спокойным и в Риме. «Май и Июнь – наши самые занятые месяцы», – говорит Джиролами, но в этом году летом заполняемость упала. В отличие от этого, «этой осенью тенденция полностью изменилась. Октябрь теперь определенно не является «межсезоньем». Честно говоря, я никогда не видел такой осени». Сентябрь и октябрь превзошли май и июнь по заполняемости и доходам отелей.
Схожая ситуация наблюдается и в Хорватии. Данные, собранные Национальным советом по туризму, показывают, что количество посетителей в июле и августе этого года было «исторически низким». Представители совета сообщили, что 2025 год стал «переломным моментом в создании рекордного роста туризма, особенно в низкий сезон».
Поделиться:

