«Нужны и „Руслан“, и Ил-76»: Путин связал рост цен на авиабилеты с дефицитом авиапарка и призвал ускорить импортозамещение
Владимир Путин в ходе программы «Итоги года» 19 декабря 2025 года напрямую связал рост цен на авиабилеты с хронической нехваткой воздушных судов в российском парке и призвал нарастить производство отечественных лайнеров — как гражданских, так и военно-транспортных.
Президент подчеркнул, что МС-21 — «очень хорошая машина, совершенно конкурентоспособная на мировых рынках», и SSJ-100 «стал полностью локализованной нашей машиной, что очень важно». Он также отметил важность производства самолетов «Руслан» (Ан-124-100) и модернизированного Ил-76.
Почему это критично для туризма
На конец 2025 года гражданский авиапарк насчитывает ~1 135 воздушных судов в коммерческой эксплуатации, при этом Минтранс прогнозирует пассажиропоток в 107,5 млн человек за год. Однако выбытие из эксплуатации иностранных Boeing и Airbus продолжается: к 2030 году из парка могут быть списаны до 539 единиц — 339 самолётов и 200 вертолётов.
Фондовый спрос не покрывается новыми поставками:
- сертификация и начало поставок SSJ NEW и МС-21 с полностью отечественной кооперацией перенесены на 2026 год;
- производство Ил-114-300 для региональной авиации также задерживается.
Что будет дальше?
Путин назвал МС-21 «конкурентоспособным» и подтвердил приоритет импортозамещения. Но уже сейчас эксперты фиксируют:
- рост тарифов на внутренние направления — до +20% в 2026 г.;
- сокращение пассажиропотока: за 9 месяцев 2025 г. — 84 млн, что на 2,5% ниже, чем годом ранее.


