Отельеры требуют принятия закона о ваучерах
Отельерам необходимо срочное принятие закона о ваучерах, что поможет не только отложить возвраты туристам, но также урегулировать отношения с Booking.com.
Хостелы столкнулись с тем, что в марте-апреле агрегатор в одностороннем порядке выплачивал туристам стоимость размещения по отмененным бронированиям в случае, если платеж обработал сам Booking.com.
О введении такой системы в связи с пандемией коронавируса агрегатор сообщил еще 19 марта, поставив отели перед фактом: «Если платеж был обработан компанией Booking.com, в сложившейся ситуации мы возвращаем оплату, если гость запросил отмену бронирования. Вы, в свою очередь, должны вернуть средства на виртуальную кредитную карту, полученную от нас». Подобные возвраты осуществлялись по бронированиям до 8 апреля, после чего все риски по отмене поездки возвращались на плечи гостя, проинформированного о возможном форс-мажоре.
Эти факты подтвердили и в Ассоциации отелей Казани и Татарстана, однако подчеркнули, что случаи подобного немногочисленны и речь идет, в первую очередь, о малых объектах размещения.
Тем не менее Ольга Воинова считает, что сам факт односторонних действий со стороны Booking.com увеличивает риски для отельеров. По сути, речь идет об аналоге чарджбэка, которым пользуются некоторые туристы в попытке вернуть средства за авиабилеты, туры и проживание. Но если платежные системы уже рекомендуют банкам воздержаться от проведения такой операции, для схожих действий агрегатора ограничений пока не существует. «Подобный метод начал использовать только Booking.com. Массовые одновременные отмены бронирования могут привести к банкротству гостиниц, учитывая необходимость платить зарплаты и нести коммунальные расходы в отсутствие выручки. Мы общались с представителями компании. Они не хотят идти на попятную и заявляют, что вынуждены будут это сделать, только если в России примут закон о ваучерах. Поэтому, чтобы избежать любых возможных форс-мажорных ситуаций в будущем, законодательное регулирование альтернативы в виде ваучеров или депозитов было бы выходом», – подчеркнула она.
Напомним, что в правительстве уже одобрили проект, разрешающий туроператорам приостанавливать возврат средств за туры, и в ближайшее время он появится на сайте правовых документов и будет внесен в Госдуму. Аналогичные правила Минэкономразвития предлагает распространить на гостиницы в отношении условий отмены или переноса бронирований и возврата средств.
«Кроме того, предприниматели неоднократно обращались в Минэкономразвития с вопросом о законодательном разрешении двух видов тарифов для бронирования в гостиницах – стандартном и невозвратном, однако до настоящего момента этот вопрос законодательно не урегулирован», – пояснила Ольга Воинова.
В отношениях с Booking.com есть и другие проблемы. Ранее Российская гостиничная ассоциация (РГА) и многие региональные объединения обратились к агрегатору с просьбой на 50% снизить размер комиссии на новые бронирования с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2021 года и дать отсрочку платежей на шесть месяцев по счетам, полученным после 1 апреля. Booking.com частично согласился удовлетворить лишь второе требование.
В декабре 2019 года по инициативе «Опоры России» в отношении агрегатора было возбуждено дело о нарушении Закона РФ «О защите конкуренции», а в начале этого года последовало новое обращение в ФАС России, касающееся свободного права устанавливать цены на проживание и отображать эту информацию на своих сайтах.
Поделиться: