Пилот раскрывает секрет, почему окна в самолётах овальные, а не прямоугольные
Почему окна в самолётах овальные, а не прямоугольные? Не только ради красоты и экономии места — заявил на видео на TikTok пилот American Airlines капитан Стив. По его словам, сделано это ради безопасности пассажиров — и проверено горьким опытом.
Когда-то на заре века авиации окна в самолётах были привычными — квадратными. И оставалось так до 1950-х годов. Но когда самолеты начали подниматься выше и требовать большей герметизации, возникла проблема.
О том, чем опасны квадратные иллюминаторы пришлось задуматься в 1950-х годах, когда серия катастроф с участием de Havilland Comet, первых коммерческих реактивных лайнеров, выявила критический недостаток таких окон. Инженеры обнаружили, что острые углы квадратных окон создавали точки напряжения в фюзеляже самолета.
«Когда самолет поднимается на крейсерскую высоту, в салоне создается избыточное давление, в результате чего фюзеляж расширяется и сжимается. Перепад давления внутри и снаружи салона оказывает значительное усилие на конструкцию. Острые углы квадратных окон не могут равномерно распределить это напряжение, что приводит к трещинам, которые могут быстро распространяться и вызывать разрушение конструкции», - пояснил эксперт. Так случилось несколько катастроф — острый угол окна приводит к появлению тонкой трещины по краю из-за нагрузки на планер самолета и, когда таких трещин становилось много, самолет буквально «разваливался» из-за декомпрессии.
Чтобы предотвратить эти происшествия во время полета, инженеры закруглили рамы иллюминаторов, чтобы они не ломались под нагрузкой, — и, по словам пилота, «с тех пор у них никогда не возникало проблем». Закругленные окна распределяют давление более равномерно по поверхности. Отсутствие углов означает отсутствие концентрированных точек напряжения, что снижает вероятность образования трещин. Это изменение в конструкции значительно повышает структурную целостность самолета, обеспечивая более безопасный и плавный полет.
Далее, кстати, выяснили, что изогнутая форма окон также улучшает аэродинамику. Это позволяет самолету более эффективно двигаться в воздухе, уменьшая сопротивление и способствуя топливной экономичности. Кроме того, пассажиры получают более широкий обзор через закругленные окна, что улучшает впечатления от полета.
Поделиться: