Правила организации туристских железнодорожных перевозок обновлены
Минтранс опубликовал обновленные правила организации туристских железнодорожных перевозок. Этот документ, долгожданный многими участниками отрасли, решает лишь отдельные вопросы, касающиеся перевозчиков, туроператоров и пассажиров. Приказ Министерства транспорта РФ под названием «Об утверждении Правил туристских железнодорожных перевозок» размещен на официальном портале правовых актов. Напомним, что весной Госдума приняла закон, который стал основой для появления этих правил. В тексте закона содержатся только определения, применяемые в сфере железнодорожного туризма. Они образуют замкнутую систему: туристические перевозки по железной дороге определяются через понятия туристического поезда и маршрута, а маршрут — через поезд, и наоборот. Особенности посадки и остановок Представители туристической индустрии ожидали от новых правил большей ясности и конкретики, которые бы помогли урегулировать взаимодействие с туроператорами, оформление групповых перевозок и использование туристических поездов не как транспортных средств «из пункта А в пункт Б», а в рамках экскурсионных программ. Однако некоторые положения уже зафиксированы. Например, пункт 78 раздела VII четко указывает: «При перевозке пассажира в поезде по туристскому маршруту делать промежуточные остановки с продлением срока действия билета запрещено». Это означает, что посадка в туристический поезд возможна только на начальной станции маршрута. Выход на промежуточных станциях допускается только для экскурсий или остановок, но сесть в поезд там нельзя. Билет, купленный от начальной до конечной станции, нельзя разрезать или использовать частично для посадки/высадки на промежуточных станциях. Что касается групповых перевозок, то оформление билетов может осуществляться как самим перевозчиком, так и его уполномоченными лицами — например, туроператорами. Они могут продавать билеты отдельно от тура или подавать заявки на резервирование мест для групп от 10 человек. Однако такие заявки принимаются по правилам перевозчика и за дополнительную плату. Законодательно вопрос о возможности реализации этих прав остается открытым — всё зависит от конкретного перевозчика. Также запрещено переоформление билетов на другого пассажира без разрешения перевозчика. Это фактически ограничивает возможность формирования «блоков мест», которые туроператоры могли бы распродавать самостоятельно до отправления поезда. В правилах указано, что при отмене группового бронирования менее чем за 10 дней стоимость не возвращается — однако неясно, означает ли это обязательное формирование списков за такой срок или же туроператор может оставить себе выкупленные места и заполнять их по своему усмотрению. Возрастные ограничения Отличительной особенностью туристических поездов является возрастное ограничение: в них могут ездить только совершеннолетние пассажиры. В отличие от обычных поездов без сопровождения взрослых (где допускается возраст от 10 лет), в тематических или экскурсионных составах подросткам младше 18 лет въезд без сопровождения запрещен. Тематические вагоны и музыкальное сопровождение В новых правилах разрешается использование тематических вагонов и музыкального сопровождения внутри туристических поездов — это было предусмотрено еще в пояснительной записке к законопроекту о железнодорожном туризме. Такие меры могут быть реализованы при запуске тематических пригородных поездов с интерактивными программами. Основная часть документа посвящена техническим аспектам: порядок продажи и обмена билетов, требования к их содержанию, правила поведения безбилетников и обеспечение безопасности багажа. Потенциальная польза для отрасли Ранее представители РЖД отмечали, что принятие закона о железнодорожном туризме поможет привлечь новых пассажиров и повысить объемы перевозок. Замглавы РЖД Иван Колесников заявил: «Цель — обеспечить такой рост перевезенных туристов в поездах, который превзойдет показатели общего роста внутреннего туризма по национальному проекту "Туризм и гостеприимство". Закон о туризме станет важным инструментом для этого». Генеральный директор ООО «РЖД Тур» Роман Бараковских подчеркнул: «Правила могут повысить качество услуг и сделать их более доступными, создавая благоприятные условия для развития внутреннего российского туризма». Тем не менее эксперты отрасли пока затрудняются сказать точно, каким именно бизнес-процессам новые правила помогут — возможно лишь закрепление правовых рамок и определений для железнодорожного туризма в будущем откроет путь к получению государственных субсидий или иных форм поддержки.
Поделиться: