Томские ученые создали установку для отпугивания птиц от аэропорта

Биоакустический отпугиватель птиц нового типа разработали в ТУСУРе. Устройство позволяет эффективно отпугивать птиц от аэродромов с помощью направленного акустического луча и воспроизведения тревожных сигналов, сообщает пресс-служба вуза.

Установка, работает как звуковая пушка, не причиняет летального вреда живым существам, но эффективно воздействует на их поведение.


«Разработанное нашим научным коллективом устройство позволяет воздействовать на птиц с помощью акустического сигнала большой мощности в направлении посадочной полосы. Мы направляем акустический луч на скопление птиц, которые подвергаются сильнейшему звуковому воздействию и покидают территорию. Наше устройство акустического воздействия может применяться непосредственно перед взлетом самолета для отпугивания птиц с взлетной полосы, — рассказал профессор кафедры радиотехнических систем Николай Петрович Красненко. — Использование этой технологии не причиняет беспокойства окружающим, пассажирам и сотрудникам аэропорта – акустическое излучение генерируется в узкий сектор, что значительно уменьшает воздействие звука на людей, находящихся вблизи зоны действия установки».

Установка может работать и в традиционном режиме биоакустического отпугивателя, воспроизводя тревожные сигналы птиц. При этом по своим техническим характеристикам она мощнее и надежнее имеющихся аналогов. Обычно применяемые системы состоят из пьезоэлектрического или электродинамического рупорного громкоговорителя, стационарные или передвижные, с небольшим радиусом действия По словам разработчиков, основными недостатками используемых систем является относительно небольшая мощность, малый радиус действия и чувствительность к погодным условиям.

Разработанное в ТУСУР устройство акустического воздействия основано на другом принципе действия – это не единичные рупорные громкоговорители, а антенная решетка, состоящая из множества отдельных излучающих элементов. Система лишена недостатков традиционно применяемых систем и обладает такими преимуществами, как больший радиус действия, высокий уровень сигнала, направленность воздействия и высокая морозоустойчивость.

Отметим, проблема предотвращения столкновения птиц с воздушными судами является одной из актуальных проблем для сотрудников аэродромов. Так, в июне 2016 года самолет Airbus А320, выполнявший рейс Томск - Москва, был вынужден вернуться из-за попавшей в двигатель птицы, а в июле Ан-24, летевший в Томск из Сургута, совершил дополнительный круг перед посадкой из-за птиц на взлетно-посадочной полосе. В результате инцидентов никто не пострадал. А авиакомпания «Глобус», которая входит в холдинг S7, подала в суд на ООО «Аэропорт Томск» с требованием возместить компенсацию за попадание птицы в двигатель Boeing 737.

Поделиться:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: