Вопросы от туристов в связи с "закрытием" Грузии
Можно ли реализовывать туры в Грузию на стыковочных рейсах, может ли турист потребовать компенсацию морального вреда в связи с отменой тура? Ответы на эти и другие частые вопросы от туристов в связи с "закрытием" Грузии в нашем юридическом материале.
Имеют ли право туристические компании продавать путевки с перелетом через третьи страны?
Приказ Президента от 21 июня 2019 года. «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» включает в себя рекомендации для ТО и ТА воздержаться от продаж турпродукта, включающего перевозку в Грузию. В свою очередь в Ростуризме также рекомендовали приостановить реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Грузию до нормализации обстановки в стране. То есть приостановить реализацию вообще всех туристских услуг на направлении Грузия. При этом в ведомстве подчеркивают, что на данный момент в стране существует угроза безопасности российским туристам. Об этом, в частности, свидетельствует ссылка на ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в сообщениях на сайте Ростуризма.
На этом фоне мы можем говорить о том, что при возникновении форс-мажорных обстоятельствах, например нападения на туристов, продажа туров в Грузию может быть расценена как реализация услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В итоге руководству турфирмы, осуществившей продажу такого тура, могут грозить штрафы, а в худшем случае — уголовная ответственность.
В случае аннуляции тура должен ли агент возвращать комиссию, а туроператор полную стоимость купленного в Грузию тура?
Пределы ответственности турагента обозначены в пункте 58 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которому размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения.
То есть получается, что при аннуляции ответственность агента находится исключительно в пределах комиссии. При этом возврат вознаграждения осуществляется или не осуществляется агентом в зависимости от условий договоров турагент-турист и турагент-туроператор.
Если же говорить про туроператоров, то согласно закону о туризме, в случае если на том или ином направлении существует угроза безопасности и здоровью граждан (как это сейчас происходит в Грузии), туристы имеют право в судебном порядке потребовать 100%-й возврат денежных средств.
Но хочу подчеркнуть, что в законе не прописана безусловная обязанность туроператора по возврату средств в полном объеме в досудебном порядке. То есть до суда возвращать 100%-ю стоимость тура ТО не обязан.
К сожалению, в настоящее время суды и Ростуризм «забывают» о том, что статьей 14 предусмотрено именно судебное расторжение договора. На мой взгляд, позиция о «безусловном праве туриста требовать 100% возврат во внесудебном порядке» является спорной, однако ее разделяет даже Верховный суд.
На этом фоне в случае, если клиент требует вернуть полную стоимость за тур в Грузию, а турфирма ему отказывает, нельзя исключать, что в отношении компании будут применены штрафы за неудовлетворение «законных», по мнению Ростуризма и судов, требований потребителя.
Также хочу подчеркнуть, что согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не только турист, но и турфирма вправе потребовать изменить условия договора. Например, дату вылета или направление.
В случае с Грузией, пребывание в которой признано опасным, туроператор или турагент имеют полное право предложить туристу изменить сроки поездки, изменить страну временного пребывания, а также предложить иные альтернативные изменения в договор — турфирма так же, как и турист, имеет право потребовать изменений в договор.
Что делать тем, чьи клиенты отказываются от альтернативных вариантов? Каков алгоритм действия агентства в таком случае?
Если туристы категорически отказываются менять направление, заявление о возврате средств за отказной тур в Грузию следует направлять туроператору вместе с сопроводительным письмом.
При этом аннуляции туров рекомендуется производить только после получения соответствующего заявления от туриста. Основанием для аннуляции тура могут также послужить заявления о расторжении договора или «претензии туриста с требованием возврата денежных средств и расторжении договора».
Также хочу подчеркнуть, что срок удовлетворения претензий туриста — 10 календарных дней. Именно из такого срока исходят суды при определении своевременности возврата
А что делать тем, кто не получил ответа от туроператора в течение этого срока?
В этом случае турагенту необходимо направить туристам предварительный ответ, в котором следует указать на статус ТА, т. е. работу по поручению и за счет туроператора, а также тот факт, что вопросы возврата денежных средств находятся в компетенции туроператора. Помимо этого в письме стоит рекомендовать клиентам туристам дождаться официального ответа туроператора.
Имеют ли право туристы требовать возмещения расходов на юриста, а также компенсации морального вреда за несостоявшийся отдых?
Туроператор и турагент не могут нести ответственность за решения руководства страны. Также тот факт, что в Грузии есть угроза для жизни туристов не может являться виной туристической компании. Такая угроза никак не связана с действиями (бездействием) турагента или туроператора.
Согласно ст. 15 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей, компенсация морального вреда и возмещение убытков производится лишь при нарушении прав потребителей. В данном случае требования туриста не связаны с нарушением его прав. В связи с этим, оснований для компенсации дополнительных расходов туриста, и компенсации морального вреда нет.
Поделиться: