Все о самолетах. Ту-204
Ту-204 – среднемагистральный пассажирский реактивный самолет, разработанный в конце 1980-х годов в ОКБ Туполева для замены устаревшего Ту-154.
Семейство производится в различных модификациях: пассажирские, грузовые, специальные и VIP-версии. Самолеты отвечают всем современным требованиям шумности, эмиссии и безопасности, что позволяет эксплуатировать их без ограничений по всему миру.
По изначальному проекту самолет планировалось оснастить тремя реактивными двигателями Д90. Но в дальнейшем проект был переработан и прототип самолета получил два двигателя подвешенных на пилонах под крыльями самолета. Для конструкторского бюро Туполева такая схема компоновки двигателей использовалась впервые. При проектировании самолета широко использовалось применение композитных материалов на основе стеклоуглепластиков.
Итак, самолет Ту-204 представляет собой пассажирский самолет, который производит среднемагистральные полеты. Разработка данной модели началась в 1973 году. Было разработано и пересмотрено множество возможных моделей и вариантов новой воздушной машины. Расчеты велись в конструкторском бюро Туполева, где параллельно шла разработка и других моделей самолета.
История Ту-204
Спустя 2 года после начала эксплуатации Ту-154, в 1973 году в ОКБ Туполева началась проработка его будущей замены. Первыми выдвигались предложения дальнейшей глубокой модернизации Ту-154. Так же рассматривалось множество различных новых схем и компоновок. В итоге, выбор на вариант трехдвигательного (1 в хвосте и 2 под крылом на пилонах) широкофюзеляжного самолета с обозначением Ту-204.
В 1981 году постановлением правительства был утвержден проект с тремя двигателями. Однако в процессе разработки от хвостового двигателя было решено отказаться. Проект был переработан и обрел актуальный образ самолета.
В процессе разработки активно применялись новые методы проектирования, в том числе, на компьютерах. При подборе оптимальной аэродинамической компоновки в аэродинамических трубах проверялись десятки макетов. Так же, с целью снижения массы и увеличения прочностных характеристик на Ту-204 начали применять композиционные материалы – их доля в массе самолета составила порядка 14%.
К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (ныне ЗАО «Авиастар-СП»). Первый борт был построен в Москве совместно опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.
Испытания Ту-204
Для проведения ресурсных испытаний было изготовлено 2 прототипа. Одновременно, на множестве стендов отрабатывались бортовые системы.
Первый полет был осуществлен 2 января 1989 года на аэродроме Раменское. Освоение серийного производства в Ульяновске началось еще за 2 года до этого, поэтому в дальнейших летных испытаниях помимо прототипов участвовали три предсерийных борта.
По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, было разработано 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получение сертификата типа на самолёт.
Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытанийдо передачи его авиакомпаниям. Пришлось пойти на неординарные шаги, в том числе, были организованы грузовые коммерческие перевозки на самолетах параллельно с проводимыми на них испытаниями, что позволяло обеспечивать хотя бы минимальный объем финансов. В итоге, в 1994 году Ту-204 получил сертификат типа.
Конструкция Ту-204
Самолёты семейства Ту-204 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. На концах крыла устанавливаются винглеты.
Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки и двухщелевых закрылков. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А или RB211-535E4 (модификации Ту-204-120).
Эксплуатация Ту-204
23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый коммерческий рейс авиакомпании «Внуковcкие авиалинии» из Москвы в Минеральные Воды.
Самолет должен был на всех линиях заменить Ту-154, но резкое падение объемов финансирования авиапрома, практически, остановило процесс поддержки и доработок самолетов, а так же снизило скорость производства. В итоге, небольшое количество самолетов у авиакомпаний, дороговизна запчастей и технического обслуживания, длительные простои и «детские» болезни сделали Ту-204 неконкурентоспособным в сравнении с большим количеством импортируемых подержаных иностранных лайнеров (в первую очередь Airbus 320 и Boeing 737, которые были зачастую дешевле и экономичнее в эксплуатации).
В период 2000-х годов производилось порядка 10 самолетов ежегодно, в основном, для государственных структур (в первую очередь из-за того, что президентский отряд и спецслужбы предпочитают отечественную технику благодаря ее технической «прозрачности»).
С начала серийного производства (1990) было изготовлено 75 самолётов различных модификаций. На февраль 2013 года в эксплуатации находилось 50 самолётов семейства Ту-204.
При конструировании используются также композиционные материалы, доля которых составляет около 18%. Для лучшей балансировки самолета в его оперении встроен топливный бак, в который входит 2,8 тонн топлива.
Данная модель пассажирского самолета является первой в РФ, в которой установлена система электродистанционного управления. Она может выполнять автоматическую посадку машины даже в очень сложных погодных условиях. Для более комфортной работы пилотов выполнена система под названием «темная кабина», она способствует снижению нагрузки на пилотов.
В самолете установлена отечественная система авионики, для которой используется 6 дисплеев. С их помощью выводится информация для пилотов о состоянии полета и всех функциональных деталях самолета. Эта система автоматически проводит диагностику всего оборудования, а также поддерживает спутниковую связь. Инновации коснулись и конструкции крыла. В нем появились закрылки, которые являются двухщелевыми, а также предкрылки, что идут вдоль передней кромки крыла. Что касается шасси, то оно изготовлено по новым технологиям.
Конструкторами была отлично продумана система снабжения воздухом всего салона аппарата. Ее основной задачей является отбор и охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Эта система способна автоматически поддерживать оптимальную температуру внутри самолета. Особенностью является то, что воздух, который поступает в средину самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.
Говоря об электропитании, нужно отметить, что самолет снабжается от генераторов, которые установлены на двигателях машины, а также от штатных аккумуляторов. В сети самолета напряжение тока составляет 115 вольт, а в некоторых моделях − 200 вольт с частотой 400 герц.
Вся гидравлическая система приводится в действие с помощью насосов, которые работают от двигателей. На случай непредвиденных ситуаций каждая гидравлическая система оборудована дополнительными электрическими насосами.
На Ту-204, как и на многих других самолетах, существует проблема обледенения внешних агрегатов аппарата. Поэтому установлен целый комплекс систем, которые предотвращают данную проблему. В основной защите нуждаются воздухозаборники двигателей, приемники давления, обтекатели вентиляторов, а также лобовые стекла на кабине пилотов. Крылья и фюзеляж, как правило, не страдают от обледенения, поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Следует отметить тот факт, что во многих других моделях самолетов обледенение корпуса возможно. Такая особенность Ту-204 отмечена специальными комиссиями международных организаций.
Пассажирский авиалайнер Ту-204 был качественно новым поколением отечественного авиастроения. При создании этой машины были учтены все требования современного авиастроения и требования международных стандартов. Конструкторы качественно нового агрегата учитывали то, что бы он был экономичным и не создавал при этом большого шума, а также соответствовал международным экологическим требованиям. По первоначальным планам конструкторов и заказчиков самолет Ту-204 должен быть таким же успешным, как и Ту-154, и заменить его. Но в 90-е годы авиаперевозки значительно сократились, что привело к малому заказу новых самолетов. Проблемы 90-х не позволили осуществить всех планов, которые касаются самолета Ту-204.
Положение Ту-204 на сегодняшний день
До нашего времени было всего изготовлено 40 моделей Ту-204 разнообразных модификаций. Большинство их служит на благо родины, но некоторые были проданы за границу, а именно в КНР и Египет. В сентябре 2009 года конструкторам и разработчикам пассажирского самолета Ту-204 была присвоена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на несомненные достоинства, эта модель большого коммерческого ажиотажа не достигла.
Кроме того, что в 90-е годы гражданская авиация, можно сказать, развалилась, большую роль в этом также сыграло отношение авиакомпаний к отечественному производителю. Именно из-за этого большинство компаний по перевозке пассажиров считают, что в России еще не научились производить качественные пассажирские самолеты. Авиаперевозчики готовы потратить свои средства на приобретение списанного старого «Боинга», чем купить новый Ту-204, который мало в чем уступает заграничному аналогу.
Конструкторское бюро имени Туполева на базе пассажирского самолета Ту-204 создало целую линейку различных модификаций, а именно было создано 16 специальных разновидностей данной марки. Некоторые из них были даже грузовыми самолетами, а один Ту-234 был дальнемагистральным, который мог пролететь 9 тысяч километров. Аппараты, которые производятся на заказ, а это, как правило, за кордон, идут с англоязычной кабиной. Но все же главным заказчиком является наше государство.
По мнению экспертов, наиболее удачной и конкурентоспособной моделью является модель Ту-204СМ. Именно она может поспорить за лидерство с такими иностранными аналогами, как «Боинг-737» и А320.
В 1992 был представлен новый самолет который получил обозначение Ту-204-120.
На данной модели были использованы турбореактивные двигатели RB-211-535E4 английской фирмы "Rolls Royce" и западная авионика компании "Honeywell".
Схема салона Ту-204
Тип | среднемагистральный пассажирский самолет |
Силовая установка | два ТРДД ПС-90А по 16000 кгс каждый |
Максимальное число пассажиров | 210 человек |
Практический потолок | 12 100 м |
Дальность полета | 6 810 км |
Максимальная взлетная масса | 103 т |
Крейсерская скорость | 850 км/ч |
Размах крыла | 41,8 м |
Площадь крыла | 184,17 кв. м |
Длина | 46,14 м |
Высота | 13,88 м |
Поделиться:© https://ekec.ru
Жаль, конечно. Только развивая своё производство можно заслужить уважение и независимость от других государств. Получается, что совершить подвиг выпустив одну уникальную машину мы можем, а вот наладить производство и выпускать серийно качественную технику для мирных целей не получается.