Airbus А321 «Уральских авиалиний» аварийно сел на поле в Подмосковье

15 августа 2019 года Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» (рейс U6178) совершил аварийную посадку на поле в Подмосковье после вылета из аэропорта Жуковский.

Лайнер, на борту которого находились 233 человека, в том числе семь членов экипажа, следовал рейсом из Москвы в Симферополь. При наборе высоты лайнер столкнулся со стаей чаек. Оба двигателя А321 отключились, в них попали птицы. Один из двигателей загорелся.

В результате экипаж посадил судно на кукурузном поле около деревни Рыбаки, в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта. Самолет приземлялся с убранным шасси. Пассажиров эвакуировали из салона по надувным трапам. Как отметили в Росавиации, пожара на борту А321 не было.

По последним данным, всего за медицинской помощью после аварии обратились 55 человек, в том числе 17 детей. Шесть человек госпитализированы, остальным оказана помощь на месте.

Пассажиров на автобусах доставят в аэропорт Жуковский. Авиакомпания «Уральские авиалинии» пришлет резервный борт для пассажиров рейса.

Командиром судна является Дамир Юсупов, второй пилот — Георгий Мурзин. Эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина.

Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что пилоты самолета сработали в чрезвычайной ситуации «четко и по инструкции», добавив, что подобные инциденты со стаями птиц являются экстраординарными случаями.

По данным компании, в результате попадания птиц в двигатели у самолета произошел отказ силовых установок. Самолет получил значительные повреждения и отстранен от полетов.

Система отпугивания птиц в Жуковском «была в исправном и рабочем состоянии», когда из аэропорта вылетал самолет «Уральских авиалиний».

Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела о нарушении правил безопасности полетов (часть 1 статьи 263 УК РФ, наказывается лишением свободы сроком до двух лет) в связи с аварийной посадкой А321 в Подмосковье.

Туроператор «Дельфин», чьи туристы оказались на борту Airbus А321, вернет отказавшимся от отдыха путешественникам 100% стоимости тура. Об этом заявил генеральный директор компании Сергей Ромашкин.


По его словам, на рейсе U6178 авиакомпании «Уральские авиалинии», который должен был доставить пассажиров из аэропорта Жуковский в Симферополь, находилась семья их трех человек, купившая путевку в Крым у «Дельфина».

«Восьмилетний ребенок получил легкое сотрясение мозга и был доставлен в больницу. В итоге они отказались от поездки. До 16 августа туристам будет возвращена 100%-я стоимость тура», — подчеркнул Сергей Ромашкин, добавив, что также обсуждается вопрос о дополнительной компенсации со стороны перевозчика.

Чем обычно заканчивается полет, когда отказали двигатели?

Современные лайнеры могут лететь и с отказавшими двигателями, а как далеко — зависит от высоты и скорости, на которых отключились двигатели. Чем выше летел самолет, тем дольше он сможет планировать до приземления.

Полет без двигателей превращается в задачку по аэродинамике для планера. Конечно, современные коммерческие лайнеры не лучшие устройства для занятия планеризмом, но при правильном управлении и они могут пролететь многие километры без тяги двигателей. Пилотам при этом нужно поддерживать оптимальную скорость (так называемая Green Dot Speed) и угол снижения. 

Отказ всех двигателей случается крайне редко. Если это случилось на большой высоте (обычно из-за недостатка топлива), то прогноз благоприятный.

Из-за недостатка высоты Чесли Салленбергер («пилот Салли») принял решение посадить свой A320 с отказавшими двигателями в реку Гудзон вместо многочисленных аэропортов Нью-Йорка и Нью-Джерси. Самолет Салли столкнулся с гусями на высоте 930 метров.

Но далеко не всегда все заканчивается благополучно. Например, в 1985 году после взлета из Минска экипаж Ту-134 «Аэрофлота» с отказавшими двигателями так и не смог найти место для посадки. Самолет сел в лесу, погибли 58 человек из 80 находившихся на борту. В 1988 году Boeing-737 Ethiopian Airlines, столкнувшийся с голубями сразу после отрыва от полосы, пытался совершить вынужденную посадку в холмистой местности. При приземлении погибли 35 из 104 пассажиров и членов экипажа.

Экипаж российского А321 все сделал правильно? Или были какие-то еще варианты?

Вариантов не было. Судя по видео, которое снимал один из пассажиров, самолет столкнулся с птицами в момент отрыва от полосы, а значит, прервать взлет было уже невозможно (авиационные правила запрещают прерывать взлет еще раньше — после того как лайнер набрал так называемую скорость принятия решения). Судя по сервису Flightradar24, самолет набрал максимальную высоту в 128 метров, так что времени на принятие решений у них было намного меньше, чем у Салли. Далее пилоты действовали по инструкции Airbus с одним отступлением — и, возможно, именно это отступление спасло жизни пассажирам. 

Согласно инструкции Airbus для случаев, когда отказ обоих двигателей не позволяет долететь до аэродрома (ее ввели только в 2018 году), экипаж должен: 

  • попытаться включить двигатели заново, если на это есть время
  • включить аварийную силовую установку («ветряной» двигатель, работающий от потока набегающего воздуха)
  • выдерживать скорость (Green Dot Speed) и скорость снижения. Скорости эти отличаются в зависимости от веса самолета и этапа полета
  • выбрать место для посадки — ровное место на земле или водное пространство
  • при заходе на посадку (или на вынужденную посадку вне аэродрома) скорость должна быть 150 узлов (277 километров в час). Если выбрана площадка для посадки на земле, следует выпустить шасси и закрылки (в посадочное положение). Самолет должен снижаться со скоростью 8,8 метра в секунду, а перед самой посадкой скорость снижения нужно замедлить вдвое
  • перед касанием самолет должен быть разгерметизирован нажатием специальной кнопки
  • после касания экипаж должен включить все системы пожаротушения и вручную активировать тормозную систему

Экипаж А321 «Уральских авиалиний», судя по всему, выполнил все пункты, кроме выпуска шасси (что сделало невозможной работу тормозов), таким образом частично повторив инструкцию для приводнения. Командир А321 Дамир Юсупов после посадки сказал: «Я решил, что так будет безопаснее». Высокая кукуруза затормозила самолет; шасси могли помешать посадке: они сконструированы так, что ломаются при высокой нагрузке; их осколки могли повредить крыло самолета, как это было при катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в мае. Применение систем пожаротушения (на фотографиях лайнера на земле видна характерная пена) на сей раз позволило избежать возгорания.

Пилотам «Уральских авиалиний» повезло?

Спасти пассажиров позволило мастерство пилотов и следование процедурам Airbus. Повезло экипажу только в том, что им удалось найти отличную площадку для экстренной посадки.

Поделиться:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: