Незаконные туристические услуги

Незаконные туристические услуги

В России стало увеличиваться количество граждан нелегально осуществляющих туроператорскую деятельность и сложился черный рынок туруслуг.
Черный рынок туристических услуг, в частности, привлек внимание Алтайской региональной ассоциации туризма, которая нашла в Алтайском крае не менее 40 нелегальных турагенств — группы в соцсетях, турклубы, индивидуальные «организаторы туров», которые фактически занимаются тем же, что и туроператоры, но не оформляют ни юрлиц, ни ИП, в реестре не состоят, налогов не платят. Ассоциация готовит обращение в местное управление ФАС.

Директор алтайской компании «Плот» Александр Смирнов, один из членов правления Ассоциации, считает, что нелегалы в регионе составляют серьезную конкуренцию бизнесу, работающему в правовом поле: «Потребители активных туров, на которых мы специализируемся, почти полностью перекочевали к этим частникам». Он рассказал про «одного деятеля», который имеет несколько собственных автобусов, берет блоки мест в Шерегеше и возит туда туристов зимой каждую неделю, а деньги люди перечисляют ему на карту. Масштаб бизнеса, по мнению г-на Смирнова, превышает объемы на этом направлении всех барнаульских операторов вместе взятых, а поскольку налоги он не платит, может держать цены ниже, чем у легальных компаний.

Периодически турбизнесу приходится решать проблемы, возникшие у туристов по вине «нелегалов». Директор компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева рассказала, что прошлым летом к ним обратились несколько туристов из Москвы, которые заказали тур у «друзей» в интернете, но в последний момент им сообщили, что группа не набрана. У людей уже были авиабилеты в Барнаул, поэтому они попытались спасти положение с помощью легальных турфирм, хотя бы найти размещение на турбазе.

Директор новосибирского оператора «Глобус-тур» Елена Лукьянова неоднократно сталкивалась с подобными историями. В прошлом сезоне, например, люди прилетали в Новосибирск, чтобы дальше отправиться в индивидуальный тур на Алтай, но в аэропорту их никто не встречал. «Помочь им было очень сложно: группы большие, август, свободных мест на турбазах практически нет», — объяснила собеседница. В интернете можно найти множество таких жалоб на размещение, питание, отношение к участникам и вообще на содержание туров, организованных «нелегалами».

Посягают самостоятельные «туроператоры» и на выездной рынок. «Нелегалы клиентов оттягивают, мы знаем такие примеры, — подтверждает генеральный директор компании „Пантеон“ Анатолий Гаркушин. — Это не только фотографы, блогеры, но и учителя, преподаватели в различных сферах, родители-активистыв детских творческих коллективах».

Характерный пример привел генеральный директор турагентства «Дюла» Вадим Тюрин, к которому обратились руководители детского музыкального ансамбля с просьбой подобрать тур в Турцию. Обязательным условием были «пять звезд», «все включено» и прямой перелет. После того, как тур был рассчитан, заказчики исчезли. «А через какое-то время до нас дошла информация, что инициативу перехватил активный родитель, который захотел обойтись без „ненужных посредников“ и организовал поездку сам, — говорит г-н Тюрин. — Но за те же деньги дети полетели „кривым“ рейсом с многочасовой стыковкой, с размещением в „трешке“. И в итоге меняли гостиницу уже на месте — за дополнительную плату, разумеется».

«Организаторы туров» часто спекулируют именно на кризисе доверия к туристической отрасли, объясняя, что в турфирмах всё дороже. «То, что турбизнес предложит дешевле и качественнее непрофессионала, доказывать бесполезно, — говорит Анатолий Гаркушин. — Нам остается только честно работать. Но вот попробуйте нелегально заняться, например, банковским делом — осудят и посадят».

Операторы говорят, что все чаще их конкурентами становятся журналисты, блогеры, авторы путеводителей, которых они бесплатно принимали в информационных турах. Новоиспеченные организаторы, побывав в рекламной поездке, решают, что отлично изучили направление и его можно ставить на собственные коммерческие рельсы. Представители принимающих компаний также рассказывают, что к ним периодически обращаются люди с просьбой рассчитать тур на большую группу, но в разговоре выясняется, что договор заключать не с кем: на том конце провода — физическое лицо. «Просят, например, рассчитать тур по Грузии на 20 человек, а ты в процессе переписки выясняешь, что человек как частное лицо собирает группы в соцсетях», — говорит руководитель туристической компании MyGeorgia Егор Павлов.

Нелегалы, называющие себя организаторами путешествий, не стесняются выставлять в сеть подробные программы с ценами, порой, включающие даже перелет, то есть полноценные турпакеты. Опытные работники турбизнеса сходу видят возможные проблемы предлагаемого тура. Например, туристам обещают Венецию, Верону и Бергамо за один день, что в хорошем качестве исполнения — нереально. Зачастую «фрилансеры» берут на себя только ту часть поездки, которая начинается с прилета в аэропорт назначения. Билеты и визы, а также риски с этим связанные, — забота самих туристов.

Одна из собеседниц отказалась от идеи поехать в интересный авторский тур после того, как организаторы не согласились предоставить подтверждение гостиницы для оформления визы. А еще многие «самодеятельные» программы избегают конкретики. Например, «размещение в отелях 3*» — весьма расплывчатое предложение, ведь гостиницы могут быть очень разные по качеству. «Меня поражают люди, которые несут деньги таким товарищам, особенно объясняя это тем, что „турагентство-то может разориться“!», — комментирует Егор Павлов.

Руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай Сергей Зяблицкий заявил: «Операторы-любители контролируют приличный поток клиентов. Последние три-четыре года мы видим, что объемы у них порой мощнее, чем у легальных компаний, большой ассортимент туров и серьезные клиентские базы. Но оформлением юр. лица, заботой о регистрации в реестре и постановкой на налоговый учет они себя не нагружают, все расчеты — на собственные банковские карты либо наличными. Анализ цен, который мы провели в феврале—марте, показал, что у операторов при заложенной рентабельности в 15% цена туров чуть ли не в два раза выше, чем у „нелегалов“. И это на фоне полного бездействия органов контроля и надзора».

Г-н Зяблицкий рассказал, что они выявили около 50 таких «частников-туроператоров», передали результаты мониторинга в региональное управлением ФАС, договорившись предварительно, что там «поработают со списком». На первый раз людей не штрафовали, а только предупреждали. После этого, по словам г-на Зяблицкого, многие решили встать на легальный путь. Ну, а тех, кто продолжит работать в прежнем режиме, ФАС вполне может взять на заметку, а так же они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

© https://ekec.ru

Поделиться:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: