Нововведения в отраслевой отчетности

Отчетность

У туроператоров выездного туризма возникли затруднения с выполнением требований к отчетности, сформулированных в последних приказах Министерства культуры.

Игроки рынка попросили разъяснить ряд формулировок, разночтения в понимании которых могут осложнить им выполнение норм нового туристического законодательства.

Участники выездного туристического рынка серьезно озабочены последствиями вступления в силу приказа Министерства культуры Российской Федерации № 2750 от 14 декабря 2016 г. Напомним, что приказ № 2750 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 года, а приказ того же ведомства № 2751 от 14 декабря 2016 г. в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

В частности, эксперты туроператоров констатируют, что в документы допускают разночтения при толковании некоторых положений, относящихся к предоставлению отраслевой отчетности.

Так, в отчете, предусмотренном приказами, туроператоры должны указать сведения за отчетный период, т. е. за 2016 год, когда новая редакция федерального закона № 132-ФЗ, в частности, статья 17.7, еще не действовала. Ряд экспертов говорят, что из содержания самих приказов пока не до конца ясно, надо ли все-таки подавать отраслевую отчетность заново тем игрокам, которые уже подали ее в свободной форме — до того, как приказом Минкульта были разъяснены требования к ней. Ведь туроператоры не были обязаны анализировать и обобщать целый блок статданных, который требуется в приказах, ставших известных только в конце марта: соответственно, таких данных у них просто нет.

С одной стороны, как полагают юристы, приказ может подразумевать, что в этом году туроператоры, уже подавшие отчетность о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма за прошлый год в свободной форме, должны подать новую отчетность в Ростуризм уже в 2018 г. за 2017 г., исходя из того, что закон обратной силы не имеет.

С другой стороны, что подтверждают и первичные разъяснения специалистов ведомств, курирующих отрасль, приказ Минкульта 2750 от 14 декабря 2016 г. может распространяться на деятельность и формирование отчетности туроператорами, которую они вели в 2016 г. и, соответственно, переделывать и дополнять уже поданную отчетность им придется в кратчайшие сроки.

Неоднозначное толкование положений приказа, считают туроператоры, может привести к срыву сроков предоставления надлежащей отчетности, поэтому этот момент нуждается в дополнительных разъяснениях.

Еще больше вопросов возникает у игроков выездного рынка и по поводу отчета «о сведениях о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств». В частности, считают эксперты, разночтения у игроков рынка возникают относительно корректности самой схемы расчета размера «маржи платежеспособности» туроператора.

Так, при определении нормативного размера маржи платежеспособности туроператора, согласно приказу, за основу берется 7% от общей цены туристского продукта, сформированного туроператором в сфере выездного туризма.

Здесь у участников рынка есть вопрос, почему среди показателей данных бухгалтерского учета, которые могут включаться туроператором в расчет валовой прибыли (маржи), по каким-то причинам не указаны средства, перечисленные им в фонд персональной ответственности. Ввиду того, что для туроператоров это значительные средства (от 1 до 7% от общей цены туристского продукта), они вполне могут учитываться при расчете маржи платежеспособности туроператора — считают игроки рынка.

Еще один, и, пожалуй, наиболее существенный, вопрос относительно точности формулировок у игроков выездного рынка вызывает размер «маржи платежеспособности», упомянутый в приказе. Согласно общепринятым трактовкам, маржа (валовая прибыль) любой организации определяется как разность суммы доходов, полученных в результате ведения коммерческой деятельности (в данном случае общей цены турпродукта в сфере выездного туризма), и переменных издержек организации — на оплату труда сотрудников, банковские операции, расходы, связанные с курсовой разницей, ведение хозяйственной деятельности, затраты на рекламу и продвижение и пр.

Опрошенные специалисты говорят, что ни один оператор выездного туризма в России сегодня не ведет деятельность с маржинальностью в размере требуемых 7% от общей цены туристского продукта.

Поэтому, на взгляд специалистов, цифра в 7% от общего объема реализованного туристского продукта не может считаться прибылью (маржой) туроператора (которая гораздо ниже этого показателя у любого из игроков) и, соответственно не может считаться и нормативным показателем при определении соотношения средств туроператора и принятых обязательств.

«Туризм во всем мире, и в России в особенности, является низкомаржинальной отраслью. У игроков отечественного рынка очень разнятся данные об этой величине. Очевидно, что отрасли нужно вырабатывать коллективное мнение на счет того, что считать приемлемым уровнем маржинальности, причем с привлечением экспертов и от госорганов, и от туроператорского сообщества» — поясняют эксперты.

Исходя из всего этого, очевидно, что требование приказа о том, что фактический размер маржи платежеспособности туроператора должен быть равен или быть больше нормативного размера маржи платежеспособности туроператора (т. е. быть равен или больше 7% общей цены туристского продукта за отчетный год) неосуществимо на практике.

Специалисты резонно указывают, что копии своей бухгалтерской отчетности туроператоры ежегодно подают в Ростуризм и Федеральное агентство по туризму может провести анализ фактического объема прибыли (маржи) туроператорских компаний за последние 2–3 года. Такой анализ, по единодушному мнению всех участников рынка, подтвердит, что маржа туроператоров в сфере выездного туризма составляет существенно меньшую цифру, чем 7% общей цены туристского продукта за год.

Кроме того, указывают эксперты, если речь идет о «финансовой устойчивости» туроператоров, то большинство крупных туроператорских компаний имеют сертификаты IATA — международной ассоциации воздушного транспорта, основной деятельности которой является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта. Для членства в этой ассоциации российские туроператоры ежегодно проходят серьезнейший международный аудит, предоставляя сведения своей финансовой отчетности, той же самой, на основании которой будет рассчитываться нормативное соотношение собственных средств и принятых обязательств туроператора. Маржинальность, которая отражается в отчетности туроператоров, позволяет IATA признавать их финансово устойчивыми компаниями и ежегодно продлевать им членство в ассоциации.

Ассоциация туроператоров обратилась в Министерство Культуры РФ с просьбой — разъяснить перечисленные выше пункты Приказов. В частности, АТОР просит пояснить, что опубликованный 20 марта 2017 г. приказ Министерства культуры Российской Федерации № 2750 предусматривает, что новую отчетность туроператоры обязаны подать в Ростуризм в 2018 г. за 2017 г.

В письме также предлагается предусмотреть возможность учета в определении расчета фактического размера маржи платежеспособности туроператора средства, перечисленные ими в персональный фонд ответственности туроператора.

Вариант, содержащийся в настоящее время в проекте приказа Министерства культуры Российской Федерации № 2751 от 14 декабря 2016 г., говорится в письме, не может быть выполнен туроператорами, что может привести к нежелательным последствиям и может создать сложную ситуацию на туристическом рынке накануне высокого сезона», — говорится в письме. Там же отмечается, что АТОР, в свою очередь, готова оказать любое содействие в определении контрольных показателей и предоставить собственные расчеты, которая может быть использована при определении размера нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств туроператора.

Поделиться:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: