Сервисы по компенсациям за задержки авиарейсов

В России активно набирают популярность сервисы для ускорения получения туристами компенсаций от авиакомпаний за задержки рейсов.

При этом, по оценкам экспертов юридической сферы, туроператоры могут быть спокойны - «острие» претензий направлено в первую очередь на авиакомпании, а не на турбизнес. Кроме того, основным объектом претензий выступают зарубежные перевозчики, так как компенсации по российским законам пока слишком малы и ими заниматься просто нет смысла.

В авиационной отрасли в настоящий момент ситуация такова: согласно Монреальской конвенции, которая устанавливает правила международных воздушных перевозок, принятой в 1999 году и ратифицированной в 120 государствах (Россия к ней до сих пор не присоединилась), в случае задержки рейса пассажир имеет право на компенсацию в размере от 250 до 600 евро при задержке рейса от 3 часов или отмене рейса, а также овербукинге и отказе в посадке. Россия может присоединиться к конвенции этой весной, когда будет принят внесенный в ноябре прошлого года правительством закон «О присоединении РФ к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальской конвенции)». Пока же в России действует Воздушный кодекс, в части международных перевозок опирающийся на положения Варшавской конвенции, ратифицированной еще на заре гражданской авиации – в далёком 1933 году. Согласно этому документу ответственность авиакомпании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% от МРОТ (МРОТ сейчас равен 1500 рублей) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета на пассажира, и в реальности оборачивается смехотворными суммами.


Однако, как говорят практики данных сервисов, в основном о своем праве получить компенсацию туристы банально не знают, хотя число попадающих в зону риска велико. «Согласно данным Евростата более 900 млн пассажиров ежегодно совершает перелет в воздушной зоне ЕС, и этот показатель растет из года в год. Из этих 900 млн пассажиров от 0.75 до 1 процента могут претендовать на получение компенсации за отмену/задержку или отказ в посадке. Таким образом при средней компенсации на человека в 400 евро (от 250 до 600) мы получаем, что почти 3 млрд евро компенсаций ежегодно должно быть выплачено, а реально выплачивается всего лишь около 200 млн евро», - рассказал гендиректор ресурса «Сompensair» Роман Гильманов. Также «на поле» выплаты компенсаций действует AirHelp, с нынешнего года активизировавший свою рекламную политику в соцсетях, а с января аналогичную услугу запустил сервис Kupibilet.ru

При этом услуга востребована. «Мы уже получили компенсации по более чем 200 заявкам на общую сумму более 150 тыс евро. Большое количество заявок сейчас в работе, так как средний срок получения компенсации 2 месяца. А сама сумма компенсации колеблется от 450 до 500 евро», - рассказал Роман Гильманов. При этом, по словам эксперта, порядок действий по получению компенсации простой и «интуитивно понятный» для туриста:

  1. Пассажир заполняет на сайте форму и прямо на сайте подписывает соглашение на представление его интересов нами. (3-5 мин)
  2. Наш ответственный менеджер проверяет заявку, собирает статистику (0-1 день)
  3. Юрист формирует претензию и направляет ее в авиакомпанию (0-1 день)
  4. Досудебная работа с авиакомпанией (до 8 недель)
  5. Досудебная работа с локальными (европейскими органами по защите прав потребителей) (до 6 недель)
  6. Судебное разбирательство.«Как только мы получаем средства от авиакомпании, пассажиру отправляется письмо с запросом банковских реквизитов, и в течение 1-2 рабочих дней мы перечисляем средства», - отметил Роман Гильманов. При этом чаще всего работа решается в досудебном порядке, при работе юристов с авиакомпанией. Стоимость услуги для туриста – примерно 25% от размера компенсации, однако при её отсутствии платить туриста за свою работу сервис не заставляет.

    «Я думаю, такие сервисы могут быть полезны. С туристов не берется предоплата, что безусловно выгодно гражданам», - отметил Александр Байбородин, руководитель юридической компании Александра Байбородина, юрист, специализирующийся на туристической сфере. По оценке эксперта, риски для туристического рынка в данном случае невелики. По словам Романа Гильманова, данная работа может проводиться и с чартерными рейсами, если они были отменены или задержаны. «Однако пока неясно, удавалось ли добиться компенсаций по билетам, купленным в рамках пакета услуг – на чартерный рейс. Однако, судя по описанию сервиса, острие претензий направлено не против турфирм, а против авиакомпаний, которые часто выходят «сухими из воды» в случаях проблем на туррынке. Получается, что турфирмам также выгодно наличие такого сервиса – претензии уводятся от них в сторону авиакомпаний, что справедливо, ибо к задержкам туроператоры, как правило, никакого отношения не имеют», - резюмировал Александр Байбородин.

Поделиться:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: