Все о самолетах. Boeing 727

Boeing 727 — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт разработанный и производившийся корпорацией Boeing с 1963 по 1984 год.

Благодаря запросам United Airlines, American Airlines и Eastern Airlines, этот лайнер оказался первым полноценно адаптированным к рынку продуктом: он мог садиться на короткие полосы в небольших аэропортах, вмещал в себя от 149 до 189 пассажиров, преодолевал до 4400 и 5000 км.

История

Начало 60х — было временем, когда количество потенциальных пассажиров увеличивалось быстрее, чем количество мест в самолетах для их перевозки. Индустрия авиаперевозок только начинала развиваться. В свою очередь авиапроизводители пытались понять, какие конструкторские решения нужно предпринять для удовлетворения потребностей стремительно растущего рынка.

В это время, три крупнейшие американские авиакомпании – United Airlines, American Airlines и Eastern Airlines обратились к Boeing с предложением — cоздать массовый реактивный лайнер для региональных перевозок, который был бы способен: садиться на короткие ВПП в маленьких аэропортах, выполнять рейс при отказе одного из двигателей, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании.

Конструкторы Boeing понимали, что самым быстрым решением было бы удлинить фюзеляж модели 707, что в свою очередь позволило бы увеличить количество пассажирских мест. Но эта идея оказалась неудачной, поскольку, для длинного фюзеляжа потребуются более крупные и мощные двигатели, расстояние между шасси придётся увеличивать, а главное, многочисленные аэропорты с короткими ВПП не смогут принять такой лайнер.

Именно последний фактор послужил отправной точкой для создания Боинга 727. Новый самолет должен был иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики для использования ВПП средней длины. Более того, полёты на маршрутах малой протяжённости требовали решения сложной проблемы: обеспечения максимально возможной крейсерской скорости на минимально возможной высоте при минимальной стоимости пассажиро-мили.

Небольшие дистанции перелетов означали увеличение отношения числа посадок к летным часам, что влияло не только на конструкцию шасси, но и на периодичность техобслуживания самолета во время большого количества «подготовок к вылету», которые являются не приносящими дохода промежутками времени.

Поскольку самолеты должны совершать взлеты и посадки в аэропортах, которые часто расположены близко к центру города, вопрос об уровне шума двигателей оказался тоже важной проблемой, которую предстояло решить.

Проектирование и конструкторские решения

Рабочее проектирование нового самолёта началось в конце ноября 1960 года. Отдел эскизного проектирования Boeing рассмотрел 70 различных проектных решений, прежде чем завершить общую концепцию нового самолета. Впервые при создании лайнера делался акцент на экономические характеристики лайнера. Необходимо было определиться с количеством двигателей. Но место для установки двигателей определить было непросто. Задачу по созданию эффективного крыла можно было упростить, если бы на него не нужно было устанавливать двигатели.

Двигатели

Рассматривалось несколько вариантов с двумя и четырьмя расположенными на крыле двигателями, а также варианты с установкой двигателей в хвостовых гондолах. В конце концов, была выбрана трехмоторная конфигурация: один двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа, а его воздухозаборник находиться перед килем, еще два двигателя размещаются в гондолах по бокам задней части фюзеляжа.

На ранней стадии разработки, Boeing собирался использовать созданную компанией Allison модификацию двигателя Rolls-Royce Sprey, но позднее всё-таки на самолёт были установлены Pratt & Whitney JT8D. Все три двигателя были снабжены реверсором тяги, что решало проблему с посадкой на короткие ВПП.

Крыло

Крайне важным для успеха проекта было создание крыла, которое обеспечивало бы необходимый диапазон летных характеристик: с одной стороны, укороченный взлет и посадка при сравнительно низких скоростях, с другой стороны, широкий диапазон скоростей и высокая экономическая крейсерская скорость на небольших высотах полета на коротких трассах.

В законченном виде Boeing 727 имел сложное, для своего времени крыло, которое стало одним из самых совершенных, спроектированных для применения на гражданских авиалайнерах. Этому способствовали и интенсивные испытания в аэродинамической трубе. Опытный вариант Boeingа 707 Dash-80 участвовал в программе летных испытаний новых трехщелевых закрылков и использовался как пятимоторный самолет с установленным в гондоле по левому борту фюзеляжа хвостовым двигателем. В результате появилось крыло с широким диапазоном скоростей и высокой подъемной силой; эта конструкция внесла серьезный вклад в успех самолета Boeing 727.

 Фюзеляж

В отличие от Boeing 707, новый фюзеляж обладал двумя характерными чертами, которые сделали модель 727 привлекательной для авиакомпаний, обслуживающих ближние маршруты. Это были: встроенный трап приводящийся в действие гидравликой, а также вспомогательная силовая установка (ВСУ) для подачи сжатого воздуха, электроэнергии и возможности автономно заводить двигатели самолёта. Эти нововведения позволяли самолёту независимо функционировать в маленьких аэропортах, а также быстро готовиться к вылету.

Первый полёт

Первый полёт Boeing 727 совершил 9 февраля 1963 года. Первыми авиакомпаниями получившими модификацию 727-100 стали Eastern Airlines и United Airlines. Обе компании вскоре обнаружили, что проблем с этим самолётом практически не было, а экономичность превышала ожидания. Более того, в United Airlines обнаружили, что Boeing 727 дешевле в эксплуатации, чем ее двухмоторные самолеты Caravelle, даже на самых коротких маршрутах.

Эксплуатация

Несмотря на радужные отзывы, к 1964 году общий объем заказов на Boeing 727 едва переполз через отметку в 200 экземпляров, и ничто еще ясно не указывало на то, сумеет ли лайнер окупиться. Тем не менее, Boeing продолжал предлагать рынку различные опции модели 727.

Так, в начале 1965 года был разработан ближнемагистральный транспортный вариант Боинга 727 с большой грузоподъёмностью.

Но основной прорыв в продажах самолёта произошёл в августе 1965 года, когда Boeing объявил о создании удлинённой версии самолёта. Новая модификация получила обозначение Boeing 727-200, и, по большому счёту, отличалась от модели 727-100 только удлинённым на 6 метров фюзеляжем. Все остальные характеристики (вес, топливные баки, ВСУ) остались без изменений. Разница заключалась лишь в том, что теперь авиакомпаниям предоставлялась возможность выбирать конфигурацию самолёта: либо максимальный запас топлива и увеличенная дальность полёта, либо наибольшая пассажировместимость при уменьшенном запасе топлива и дальности полёта.

Первой авиакомпанией заказавшей Boeing 727-200 стала Northwest Airlines, на регулярных линиях которой самолёт стал летать с декабря 1967 года. К этому времени портфель заказов на Boeing 727 превысил 500 экземпляров.

В целом, Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию.

Появление более экономичного двухдвигательного B-737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, и к тому времени был продан 1831 самолёт. Почти 1300 из них были модификациями 727-200 и 727-200 Adv.

За счет использования современных технологий и постоянной модернизации конструкции самолётов, Boeing 727 занял лидирующую позицию по продаже больших коммерческих авиалайнеров с турбореактивными двигателями.

Вывод на рынок B-727 дал Boeing значительное преимущество перед конкурентами из McDonnell Douglas, которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с Boeing авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727, и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены модели 727.

Конец эксплуатации Boeing 727

Большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации B-727 к началу 2000-х годов. На середину 2010 года из более чем 1800 произведённых B-727 в эксплуатации находилось около 300 машин. Учитывая средний возраст парка, превышающий четверть века, они используются почти исключительно для выполнения грузовых рейсов, а также авиакомпаниями ряда наиболее бедных стран Африки, Азии и Латинской Америки. Последней авиакомпанией, имевшей крупный флот пассажирских B-727, являлся американский чартерный перевозчик Champion Air (16 самолётов). В 2008 году компания обанкротилась, её флот был порезан на металлолом.

 Модификации

727-100

Базовая пассажирская версия Boeing 727. Максимальная вместимость: 149 пассажиров (один класс), 131 (два класса). Всего в этой версии был произведён 571 самолёт.

727-100C

С – означает Convertible (изменяемый). Транспортная версия конвертируемая из пассажирского лайнера. В грузовом отсеке добавлена дополнительная дверь, а также усилена конструкция фюзеляжа и пол. Варианты комплектации:

  • 94 пассажира в разных классах
  • 50/50. 52 пассажира и грузовой отсек вмещающий в себя 4 грузовых поддона (10297 кг)
  • Полностью грузовая комплектация. Вместимость: 8 грузовых поддонов (17237)

727-100QC

QC – означает Quick Change (быстро изменяемый/загружаемый). Транспортная версия. По большому счёту, конфигурации могут быть такие же как и у 727-100C, с той лишь разницей, что на этом самолёте в полу установлены роликовые подшипники, с помощью которых загрузка отсеков происходит намного быстрее (до 30 минут).

727-100QF

QF – означает Quiet Freighter (тихий грузовик). Специальная грузовая версия самолёта, разработанная для почтовой службы США (UPS). На самолёт установлены более тихие двигатели Rolls-Royce Tay.

Boeing C-22A

Единственный 727-30 приобретённый у Федерального Управления Гражданской Авиации США авиакомпанией Lufthansa.

Boeing C-22B

В этой версии было создано всего 4 самолёта (727-35). Использовались для перевозки правительственных чинов.

727-200

Удлинённая на 6,1 метр версия Boeing 727. Отличается от модели 727-100 только удлинённым фюзеляжем. Все остальные характеристики (вес, топливные баки, ВСУ) остались без изменений. Под конец производства лайнера, взлётный вес всё-таки удалось увеличить с 77000 до 95000 кг.

727-200C

Транспортная версия конвертируемая из пассажирского лайнера в грузовой.

727-200 Advanced

Увеличен взлётный вес до 95000 кг (по сравнению с 77000 на 727-100). Увеличена дальность полёта до 5862 км (по сравнению с 5000 км в 727-100). Модернизирована кабина пилотов.

727-200F Advanced

Грузовая версия 727-200 Advanced появилась в 1981 году. На самолёт были установлены более тихие и экономичные двигатели Pratt & Whitney JT8D -17A. Также была укреплена конструкция фюзеляжа. Практически все самолёты были построены для грузовой авиакомпании FedEx.

Boeing C-22C

Специальная версия 727-212 изготовленная в одном экземпляре для ВВС США.

Схема и характеристики.

 

Поделиться:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: