Все о самолетах. Boeing 747

Boeing 747 (Jumbo Jet или «747») - широкофюзеляжный двухпалубный дальнемагистральный пассажирский лайнер, разработанный корпорацией Boeing в 1969 году.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

В зависимости от модели и компоновки пассажирский салон самолёта Boeing 747 способен размещать от 366 до 581 пассажира. В настоящее время наиболее распространённым является вариант компоновки салона лайнера, предусматривающий наличие двух классов (бизнес и эконом), поэтому именно его и имеет смысл рассмотреть.

 Салон бизнес-класса в самолёте Boeing 747 размещается на верхней палубе (ряды 72-80) и в носовой части нижней палубы (ряды 1-4). Таким образом, согласно схеме пассажирского салона, бизнес-класс лайнера имеет 44 места. центральный проход здесь один, а кресла размещены в соответствии со схемой «2-2». Сидения этого класса представляют собой удобные и мягкие кресла, способные раскладываться (в некоторых вариантах Боинга 747) на 180 градусов, трансформируясь, таким образом, в комфортные и уютные кровати. Также, в зависимости от самолёта, места бизнес-класс могут иметь вид полузакрытых «купе» и располагаться «ёлочкой», обеспечивая больше места для ног. Пассажирам бизнес-класса предлагается вкусное меню с широким выбором блюд и напитков, а также комплект свежей прессы. В некоторых моделях (в основном произведённых в последние 10 лет) имеется встроенная система мультимедийных развлечений, способная скрасить время в полёте.

Места бизнес-класса являются лучшими на борту Boeing 747. Стоит, однако, отметить, что они далеко не равны и среди них имеются не очень удачные варианты.

 Не самыми лучшими в салоне бизнес-класса самолёта Boeing 747 однозначно можно назвать места, расположенные в ряду с номером 72. Главной особенность, делающей их малопривлекательными, является то, что они имеют расположение непосредственно возле туалетных и подсобных помещений. Этот факт означает, что освещение здесь будет работать даже в тёмное время суток, тем самым мешая спокойному и полноценному отдыху. Однако не круглосуточный свет является главной проблемой для данных мест. Основным неудобством для кресел 72 ряда заключается в том, что здесь гарантированно будет довольно оживлённое движение, причём не столько из обслуживающего персонала (всё-таки это профессионалы, и они способны передвигаться, не причиняя неудобств для пассажиров), сколько из-за пассажиров, формирующих очереди в туалет.

Особенно остро это касается мест, расположенных непосредственно у прохода (обозначенных, согласно схеме, литерами C и K). Также не очень привлекательными для бизнес-класса являются места, расположенные в 80, неполном, ряду. Эти места располагаются непосредственно возле буфета и лестницы, ведущей на нижнюю (основную) палубу. Именно поэтому здесь также будет весьма оживлённое движение, причём в определённое время (например, в обед) существенно оживлённее, чем для мест 72 ряда. Однако нужно учитывать, что здесь в основном будет перемещаться персонал, состоящий из профессионалов, который умеет передвигаться по салону так, чтобы приносить меньше неудобств пассажирам. Тем не менее, места 72 и 80 рядов для бизнес-класса следует бронировать, особенно на дальние перелёты, в самом крайнем случае.

За местами бизнес-класса на нижней палубе располагается салон эконом-класса. Эконом-класс представлен местами, занимающими ряды с номерами от 9 до 69 и имеет два центральных прохода. Сидения этого класса располагаются, как правило, по схеме «3-4-3». Кресла эконом-класса мягкие, удобные, а расстояние между ними составляет около 80 сантиметров, что соответствует необходимым стандартам. Откидные столики для приёма пищи и система видео/аудио развлечений для каждого кресла монтируется, как правило, в спинку предыдущего. Исключение составляют лишь места, не имеющие перед собой других мест (например, как показано на схеме, это места 9, 21, 35 и 51 рядов). Для них все необходимые системы монтируются в подлокотниках.


Самыми лучшими для салона эконом-класса самолёта Боинг 747 являются места, обозначенные литерами A, B, J и K, расположенные в рядах с номерами 9, 21, 35 и 51. Их удобство и комфорт объяснятся целым рядом факторов. Самым главным является то, что непосредственно перед ними, как было указано ранее, не располагаются другие места, а, следовательно, никто не сможет откинуть спинку кресла и ограничить пространство ног пассажирам на этих мест. Также (что характерно для мест девятого ряда) разнос завтрака, обеда или ужина начинается, как правило, именно с передних мест салона. Таким образом, пассажиры 9 ряда имеют больший выбор блюд и напитков по сравнению с пассажирами задних рядов (например, 69-го), особенно учитывая огромные размеры салона и количество пассажиров в эконом-классе. Иллюминаторы лайнера Боинг 747 весьма большие, удобные, поэтому места возле них также можно назвать вполне удачными (если, конечно, это не 67 ряд).

Не самыми лучшими для салона эконом-класса самолёта являются места, обозначенные литерами C и H и расположенные в рядах 17, 18, 21-27, 33-36, 45, 51-54. Их неудобство объясняется очень просто: они примыкают к проходам непосредственно возле лестниц, ведущих на верхнюю палубу, туалетных помещений и буфетов, что обеспечивает здесь весьма оживлённое движение. Именно это движение, а также суета и звуки открывающихся-закрывающихся дверей и способны принести немало неудобств и испортить впечатление от полёта на Boeing 747. Самыми неудобными, особенно для дальних перелётов, являются места, имеющие расположение в 68 и 69 рядах, то есть, в самом хвосте самолёта. Здесь располагается блок туалетных помещений, а, следовательно, основной поток пассажиров, расположенных в задней секции салона эконом-класса, будет направлен именно сюда. Места 68 и 69 рядов нужно брать лишь в самом крайнем случае, когда билетов на другие места уже просто нет.

Создание и эксплуатация

60-е годы XX века для корпорации Boeing характеризовались большой популярностью их детища — пассажирского лайнера Boeing 707. В это же время росла и популярность авиаперевозок в целом, благодаря чему пассажиропоток увеличивался с достаточно большими темпами. Пользуясь большой популярностью и господством на рынке авиаперевозок, Boeing 707, тем не менее, не мог справляться с неуклонно возраставшим потоком пассажиров. Именно это и побудило корпорацию Boeing уже в конце 60-х начать разработку нового пассажирского лайнера, который должен был обладать увеличенной вместимостью и более крупными размерами — теми качествами, которые высказала в пожеланиях авиакомпания Pan American — главный потенциальный заказчик будущего лайнера.

В конце 60-х годов в области авиаперевозок устоялось мнение, что будущее будет принадлежать сверхзвуковым пассажирским самолётам. Именно это и повлияло, в определённой степени, на конструкцию и дизайн самолёта, который был назван Boeing 747. Первоначально предполагалось, что Боинг 747 будет грузопассажирским и при необходимости каждый пассажирский самолёт можно будет переоборудовать в грузовой.

Лайнер планировался как широкофюзеляжный двухпалубный, причём верхняя палуба так же, как и основная, должна была простираться на всю его длину. Однако, в связи с тем, что это серьёзно ухудшило бы аэродинамические свойства самолёта, верхнюю палубу было решено сделать в виде «горба», из-за которого самолёт получил прозвище «баклажан». Ещё одним интересным решением было размещение кабины пилотов на второй палубе, так как носовая часть в таком случае могла быть переделана в аппарель для грузовой модификации.

 Ввиду того, что на разработку Boeing 747 было отпущено весьма мало времени — меньше 4 лет — его разработка и производство осуществлялись быстрыми темпами. Завод корпорации Boeing не был рассчитан на сборку таких гигантских лайнеров, поэтому в срочном порядке пришлось строить новый завод. Параллельно осуществлялась подготовка пилотов на новый лайнер, которая проходила на специальном тренажёре, предназначенном для обучения пилотов управлению и рулению с достаточно высоко расположенной кабины.

Однако в то же самое время компания Boeing переживала свои далеко не лучшие времена. Она была на грани банкротства, и все надежды возлагались на новый лайнер. История показала, что надежды эти были не напрасными, а доходы от продаж Boeing 747 намного превысили затраты на его разработку и постройку.

Первый полёт лайнера был осуществлён в феврале 1969 года, а уже в 1970 году первый Боинг 747 был поставлен компании Pan American, и его коммерческая эксплуатация началась.

Тем не менее, лайнер был достаточно холодно встречен авиакомпаниями, в основном из-за своего большого потребления топлива. Предполагалось, что самолёт не оправдает себя даже на дальних маршрутах, ввиду чего отдавалось предпочтение трёхдвигательным лайнерам компаний Lockheed и McDonnell Douglas. В 1973 году грянул нефтяной кризис, и цены на топливо резко взлетели вверх. В этой связи некоторые компании приняли решение прекратить коммерческую эксплуатацию лайнера. Например, авиакомпания American Airlines переоборудовала все Boeing 747 в грузовые, а после продала.

Однако, несмотря на все пророчества близкого краха лайнера, его производство продолжалось, а в 2005 году была создана модификация Boeing 747-400, способная вдохнуть новую жизнь в самолёт. Однако стоит отметить, что постепенно спрос на лайнер падает, а количество компаний эксплуатирующих его, с каждым годом становится меньше. Это объясняется большим «возрастом» модели, а также тем, что сегодня на рынке авиаперевозок используются более мощные и новые лайнеры.

Модификации Boeing 747

Пассажирский лайнер Боинг 747 имеет 8 основных модификаций.

  • Boeing 747-100 — базовая модификация самолёта, имевшая дальность полёта до 9500 км и вместимость от 366 до 452 человек (при трёхклассовой и двухклассовой компоновке пассажирского салона соответственно). Коммерческая эксплуатация модели была начата в 1970 году компанией Pan American World Airways. Производство самолёта продолжалось с 1968 до 1976 год и было прекращено ввиду нефтяного кризиса. Самолёты Boeing 747-100 впоследствии были переоборудованы компанией Pan American Airways в грузовые Boeing 747-100SF и проданы другим авиакомпаниям.
  • Boeing 747-100SR — модификация «747» с уменьшенной дальностью полёта (литеры SR обозначают Short Range — малая дальность) для использования на малых расстояниях. Использовалась в основном в Японии на внутренних авиалиниях. Также один из Boeing 747-100SR используется NASA до сих для буксировки спейс-шаттлов.
  • Boeing 747-100SP — представляет собой серьёзную переработку Боинга 747 для его большей экономичности (SP означает Special Performance — специальное исполнение). Так, самолёт был существенно укорочен, количество пассажирских мест составило до 220, а сам самолёт был оптимизирован в плане затратности при коммерческой эксплуатации, в частности, была увеличена дальность полёта.
  • Boeing 747-200 – модификация лайнера, имеющая удлинённый корпус, увеличенную взлётную массу, более мощные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полёта. Разработана в 1971 году. Boeing 747-200 имеет ряд вариантов. Среди них: Boeing 747-200B (усовершенствованная модификация с более мощными двигателями), Boeing 747-200F (грузовая модификация), Boeing 747-200C (самолёт для перевозки либо груза, либо пассажиров), Boeing 747-200M Combi (грузопассажирский вариант).
  • Boeing 747-300 – модификация лайнера с удлинённой верхней палубой, что позволило увеличить вместимость самолёта. Изначально планировалось, что 747-300 будет трёхдвигательной модификацией, однако ввиду невысокого спроса на трёхдвигательные лайнеры он был выпущен с 4 двигателями в 1980 году. Имеется два варианта Боинга 747-300: 747-300M (комбинированная, грузопассажирская версия) и 747-300SR (самолёт с укороченной дальностью полёта).
  • Boeing 747-400 – является наиболее популярной модификацией самолёта. Внешне он отличается от других самолётов семейства тем, что имеет вертикальные законцовки на крыльях. В то же время существует специальная серия Boeing 747-400, которая эксплуатируется в Японии на внутренних рейсах, где эти законцовки отсутствуют. Внутри самолёт отличается более усовершенствованной системой авионики, что позволило сократить экипаж на бортинженера, а также пониженным уровнем шума. Также Boeing 747-400 существенно экономнее своих собратьев, что и обеспечило ему популярность. Для данной модификации существуют такие варианты, как: Boeing 747-400M (грузопассажирский), Boeing 747-400SF и Boeing 747-400SF (грузовые модификации), а также Boeing 747-400ER (модификация с увеличенной дальностью полёта).
  • Boeing 747-8 – модификация лайнера с увеличенной взлётной массой и вместимостью, разработанная в 2010 году. Коммерческая эксплуатация началась со следующего, 2011 года.
  • Boeing 747 LCF Dreamlifter – грузовая модификация, созданная на базе самолёта Боинг 747-400. Имеет более высокий фюзеляж и грузоподъёмность.

 Краткий обзор Boeing 747 и его характеристики

Боинг 747 представляет собой широкофюзеляжный низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка самолёта представлена 4 турбовентиляторными двигателями. Оперение – однокилевое.

Лётно-технические характеристики Boeing 747:

Заключение

Boeing 747 является яркой страницей в истории самолётостроения и авиаперевозок, а также в истории одноимённой корпорации. Благодаря своим, в общем-то, хорошим характеристикам, он смог добиться немалых успехов на рынке авиаперевозок. Однако, нужно заметить, что дни его славы уже прошли, а в настоящий момент существует множество более экономичных самолётов, по своим данным не уступающих «старичку» Jumbo Jet.

© http://ekec.ru

Поделиться:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: